Королева-консорт Франции, а затем королева Шотландии Мария Стюарт (1542—1567) обожала красивые ювелирные изделия. Вернувшись в Шотландию в 1561 году, она привезла из Франции несколько украшений. Также заказала несколько изделий у шотландских ювелиров в Эдинбурге для себя и в качестве подарков близким. Вот некоторые изделия из её коллекции, пережившие утрату, кражу и уничтожение.
Мария Стюарт – портрет Франсуа Клуэ – 1558-1560 гг.
Кольцо с печатью королевы
Печатка Марии Стюарт – Лондонский Британский музей
Неизвестный ювелир – до 1558 года.
Печатка выполнена из инталии, вырезанной из халцедона с изображением герба Шотландии, на котором изображен девиз IN DEFENS, а ее ободок украшен эмалью с буквой М, обозначающей Марию, и буквой Φ, обозначающей Франциска II, первого мужа Марии Стюарт.
Этот золотой перстень-печатка украшен гравировкой и эмалью, шинка украшена узором из цветов и листьев. Овальный ободок с инталией из халцедона изображает герб Марии Стюарт. Щит Шотландии обрамлён чертополохом и поддерживается двумя единорогами. В центре – коронованный лев. Также изображен герб Шотландии. Надпись – монограмма, увенчанная короной.
© Фотографии Лондонского Британского музея
Кулон-камея в форме сердца
© Национальные музеи Шотландии – Шотландия, 16 век
Этот кулон-камея изображает Марию Стюарт, королеву Шотландии. Он изготовлен из золота, эмали, халцедона, бриллиантов и рубинов.
Центральная камея с изображением Марии и высококачественная эмалевая обратная сторона могут быть французской или итальянской работы. Всё это помещено в оправу, вероятно, изготовленную шотландским ювелиром.
Когда Мария вернулась в Шотландию в 1561 году, она привезла с собой из Франции множество камей в качестве подарков своим друзьям и сторонникам.
Национальные музеи Шотландии
КОЛЬЦО С САПФИРОМ
Предполагается, что это кольцо принадлежало Марии Стюарт, королеве Шотландии, и находилось в коллекции Гамильтона с 1587 года.
© Lennoxlove House Ltd
Кольцо украшено изящным сапфиром плоской огранки на кольце из черного и белого эмалевого золота.
Надпись на обратной стороне кольца, сделанная почерком XVII века, свидетельствует о том, что кольцо было послано королевой Марией перед ее смертью, а на ободке выгравированы слова: «Джону, маркизу Гамильтону».
Первый маркиз Гамильтон был одним из самых ярых сторонников Марии, и в 1567 году даже поговаривали о её разводе с Ботвеллом и последующем браке с ним ( хотя это казалось маловероятным ). Гамильтон отправился в изгнание после поражения при Лэнгсайде в 1568 году, но в 1585 году король Шотландии Яков VI принял его обратно, высоко оценив его преданность.
Когда в 1716 году умерла Анна, третья герцогиня Гамильтон, в списке предметов в черном шкафу в ее спальне во дворце Гамильтон было прекрасное сапфировое кольцо, оставленное семье королевой Марией Стюарт, и, вероятно, именно герцогиня заказала выгравировать на кольце надпись.
ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
Драгоценности Марии Стюарт © Национальные музеи Шотландии
Это золотое ожерелье, как полагают, принадлежало Марии Стюарт. Оно входит в коллекцию драгоценностей Пеникуика. Считается, что Мария Стюарт подарила его Жилю Моубрею, одному из своих друзей и слуг, незадолго до казни в 1587 году. Оно состоит из 14 крупных овальных филигранных бусин, разделенных более мелкими круглыми бусинами, и, как полагают, изначально содержало твердые духи, как это было принято в эпоху Возрождения.
© Национальные музеи Шотландии
Чиновники из Пениквика были родственниками Марии Стюарт, королевы Шотландии. В XVII веке один из членов семьи женился на внучке Джайлза Моубрея, одного из слуг королевы во время её заключения в Англии. Возможно, ожерелье было сделано из бусин браслета, подаренного королевой Джайлзу Моубрею незадолго до её смерти в 1587 году.
Мария Стюарт очень любила красивые украшения и собрала великолепную коллекцию. В 1561 году она привезла из Франции множество замечательных украшений. В Шотландии она унаследовала драгоценности матери и продолжала покупать новые: кольца, подвески, браслеты, пояса, серьги, пуговицы, распятия, чётки и меха с золотыми головками. Все они были сделаны из золота, украшены яркими цветными эмалями и украшены драгоценными камнями, особенно рубинами, бриллиантами, изумрудами и сапфирами.
КУЛОН С МИНИАТЮРНЫМИ ПОРТРЕТАМИ
© Национальные музеи Шотландии
Миниатюрные подвески, также входящие в коллекцию Пеникуика, возможно, изображают Марию Стюарт и её сына, Якова VI Шотландского. Возможно, эти украшения были заказаны самой королевой.
© Национальные музеи Шотландии
© Национальные музеи Шотландии
Вполне возможно, что жемчужная подвеска, на фотографии вверху справа, была прикреплена к медальону с изображением портретов Марии Стюарт и ее сына.
ОЖЕРЕЛЬЕ МАРИ СИТОН
Говорят, что это ожерелье Мария Стюарт подарила Марии Ситон. Мэри Ситон была подругой и одной из четырёх Марий, сопровождавших королеву Шотландии долгие годы, с самого её детства и до пленения. Именно Мэри Ситон ухаживала за волосами королевы.
Ожерелье Мари Ситон – Коллекция Её Величества Королевы
Ожерелье изготовлено из эмалевого золота с рубинами, жемчугом и изумрудами. Говорят, что Мэри Ситон также получила эту брошь от Марии Стюарт.
Коллекция Ее Величества Королевы
Это ювелирное украшение изготовлено из эмалированного золота, инкрустировано жемчугом и рубинами и датируется примерно 1580 годом — временем, когда королева Мария находилась в плену в Англии после своего отречения от престола в 1567 году.
Помандер
Помандер Марии Стюарт – Холирудхаус – Эдинбург
Помандер Марии Стюарт, серебряный, со сферическим корпусом на низкой круглой ножке. Корпус состоит из восьми сегментов с гравировкой в виде листьев, соединенных шарнирами у основания. К колпачку прикреплена цепочка. Размеры 4,1 х 2,5 см.
Помандеры использовались женщинами с позднего Средневековья как средство борьбы с неприятными запахами. Эти перфорированные сосуды содержали ароматные травы или специи и носились на шее или поясе. Помандеры также могли быть наполнены благовониями, помогавшими владелице в религиозных обрядах.
Помандер, или "амбровое яблоко", или "душистое яблоко", изначально назывался кусочком амбры (очень ароматного помёта кашалота, редкого и ценного), помещённым в небольшой сферический сосуд, искусно вырезанный из драгоценного металла.Амбру можно было размять в пасту с другими ингредиентами. Это подвесное украшение, которое в зависимости от размера носили как ожерелье, браслет или прикрепляли к поясу, выполняло не столько декоративную, сколько защитную функцию.
Эти драгоценности, отличавшиеся высокой ценностью и дороговизной, служили изысканными подарками, особенно во время Крестовых походов, когда отбывающие подвергались серьёзным опасностям, от которых распятие не могло полностью защитить. Они, естественно, принадлежали к числу предметов, предназначенных для королей, принцев, рыцарей, прелатов, богатых сановников – словом, всех тех, чья обязанность заключалась в защите бедных, почти в той же степени, что и в их усмирении. Эти переносные ажурные футляры с изящными застёжками стали предметом стольких усовершенствований и драгоценных инкрустаций в эпоху Возрождения, что взамен веществ, в них вложенных, они получили название «помандер». Некоторые из них имели несколько отделений для хранения различных благовоний, таких как гвоздика, мускатный орех, мирра... Они также принимали множество образных форм: черепа, фруктов, цветов или животных. С течением веков их либертинные свойства взяли верх над защитными. Затем над ними посмеялись, и в XVIII веке они вышли из моды.