Портрет женщины с помандером (фрагмент) – Питер Янс Пурбус (Голландия) – около 1560 г.
Помандеры, шарообразные контейнеры, часто в форме яблок, служили для хранения благовоний, в частности, твердых духов. Со времен Средневековья запахи цветов, таких как роза, лилия, ирис и фиалка, были в большом почете, а в эпоху Ренессанса в моду вошли новые ароматы, обогащенные компонентами животного и растительного происхождения, например, амброй, цибетином, мускусом, камфорой и сандалом.
С течением времени помандеры превратились в изысканные украшения из благородных металлов, таких как золото и серебро, призванные маскировать неприятные запахи. В отличие от современной практики, эти духи не наносились непосредственно на кожу, а помещались в аксессуары, которые носили на себе или рядом. Они были широко распространены при дворах Валуа, Тюдоров и Стюартов. Первое упоминание о "янтарном яблоке", или помандере, относилось к кусочку амбры, заключенному в ароматический шарик, которому приписывали целебные и стимулирующие свойства.
Первые ароматизированные яблоки появились в Средние века и использовались вплоть до XVIII века.
Деталь, 1518 год, Якоб Корнелис Ван Оотсанен.
фрагмент портрета женщины работы Николя де Невшателя, известного как Лючидель
Первое задокументированное упоминание о помандере датируется 1174 годом, когда в летописи описывается подарок императору Фридриху Барбароссе от Иерусалимского короля Балдуина в знак благодарности за помощь в сражениях.
Начиная с XIV века термин "помандер" закрепился за предметом, содержащим ароматический шарик. Он представлял собой небольшую сферическую клетку с отверстием, шарниром и пружиной. Использовался в основном в целях профилактики заболеваний или в терапевтических целях. Особую популярность он приобрел во время эпидемий чумы, когда рецепты ароматических смесей адаптировались в зависимости от достатка владельца. Помандеры также служили для придания аромата нижнему белью, которое даже при дворе меняли нечасто.
источник: Пинтерест
Врачи того времени считали, что вода способствует раскрытию кожных пор, позволяя проникать "плохому воздуху", и в эпоху Возрождения рекомендовали воздерживаться от мытья, а вместо этого полагаться на очищающие и защитные свойства ароматных трав и духов. Помандеры принимали разнообразные формы: черепа, распятия, улитки, яблоки, яйца, орехи или цветы, каждая из которых несла свою символику. Считалось, что монограммы, надписи и аллегорические мотивы, которыми они украшались, усиливали их действие. Передаваясь из поколения в поколение, помандеры были не просто ароматическими предметами: им приписывали магические свойства, защищающие от зла и болезней. Их использовали князья и знать, а также священники и врачи, веря в их способность защитить от заразы. Крупные помандеры носили на поясе или в качестве кулона на шее. Самые маленькие, иногда размером с наперсток, крепились цепочкой к кольцу и носились в руке. Другие использовались в качестве подвесок на браслетах, ожерельях или служили пуговицами на плащах.
Помандер в форме граната, покрытое эмалью и украшенное рубинами, изумрудами и бриллиантами. Около 1600–1625 гг. © Рейксмузеум – Амстердам
Серебряный помандер, Музей Виктории и Альберта, Италия, около 1350 г.
Серебряный помандер, Музей Виктории и Альберта, Италия, около 1350 г.
Восьмисекционный серебряный позолоченный и серебряный шар-помандер работы Дени Мони или Антуана II Морело, Дижон, около 1680–1683 гг.
К концу XVII века люди перестали верить в их предполагаемую магическую защитную силу. Помандеры стали использовать в качестве украшений и для того, чтобы они источали притягательный и соблазнительный аромат. К середине XVIII века они вышли из моды.
Растительным аналогом служило "янтарное яблоко" – апельсин, утыканный гвоздикой. Апельсин или другой цитрусовый, обильно усыпанный гвоздикой и присыпанный пряностями, служил растительной альтернативой драгоценным металлам. Его до сих пор используют для ароматизации и украшения дома, а также для защиты белья от моли в шкафах.
В эпоху Ренессанса помандеры превратились в ювелирные изделия из золота, серебра или позолоченной меди, украшенные жемчугом, эмалью или драгоценными камнями. К концу XVI века их стали делать открывающимися, с отделениями для хранения различных ароматов в виде паст или порошков.
несколько примеров помандеров
Помандеры XVII века
Музей Виктории и Альберта, Англия, около 1600 г.
© Коллекция Бергли
Помандер Тюдоров
Фото (C) RMN-Grand Palais (Музей Возрождения, замок Экуэн) Матье Рабо
Аньоло Бронзино, Портрет Лукреции Медичи, 1560, Художественный музей Северной Каролины, Роли
Ян Герритс ван Эгмонд. Портрет Яна Герритса ван Эгмонда ван де Ниенбурга, представителя знатной голландской семьи и бургомистра Алкмара. ок. 1518
Портрет женщины с помандером – Питер Янс Поурбус (Голландия) – около 1560 года