Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

О ювелирном этикете Прекрасной эпохи и значении необычной тиары

7 ноября 2025
Леа Фелиситас Дёдинг

«Одежда — это социальная ткань», — заметила писательница-феминистка Шарлотта Перкинс Гилман в своем социологическом исследовании  «Женская одежда»  в 1915 году, оглядываясь на этикет одежды, сформировавшийся во времена Прекрасной эпохи — процветающей эпохи относительного мира между 1871 и 1914 годами, по крайней мере с западной точки зрения. 

Действительно, утверждение Гилман кажется особенно верным для этой эпохи, столь печально известной своей сложной сетью социальных условностей, распространявшихся на все сферы жизни, включая одежду и украшения – так называемый «туалет». Тонкие правила, называемые «bon ton», регулировали, какие платья и украшения женщина могла носить, отправляясь по делам, в гости к друзьям или в театр. Соблюдая эти правила, она успешно отстаивала положение своей семьи в обществе. В противном случае её ждали насмешки, презрение и отчуждение, о чём свидетельствуют бесчисленные статьи в газетах и ​​модных журналах того времени.

Марта Л. Рейн, «Жемчужины хорошего поведения и советы по этикету», 1881 г. В эпоху Прекрасной эпохи растущее богатство буржуазии открывало доступ к предметам роскоши все большему числу людей; книги и статьи по этикету позволяли тем, кто не вырос на тонких общественных условностях, ориентироваться в обществе.

Например, в 1881 году немецкая фрейлина рассказала о садовой вечеринке, на которой молодая женщина, еще не знакомая с хорошим тоном, совершила ужасную  ошибку , надев роскошные бриллиантовые украшения днем, вместо того чтобы приберечь их для вечера:

Я никогда не забуду своего ужаса, когда появилась эта маленькая, прелестная женщина, сверкающая бриллиантами, которые она дополнила розовым летним платьем. Мне было ужасно жаль её, ведь, естественно, она стала предметом насмешек других дам [...]. В следующий раз, когда я встретила молодую женщину , я вежливо попросила её привести свой туалет в порядок по примеру дам резиденции; я сказала ей, что всегда буду рада дать совет перед любым мероприятием . 

Как мы видим, эти правила, по сути, навязывались давлением со стороны окружающих. Но люди — социальные животные, и поэтому подобные правила обычно строго соблюдались, поскольку страх осуждения и отчуждения был слишком велик. Поэтому условности, которые сегодня кажутся нам невообразимо строгими, бесценны для историка. Ведь если бон-тон мог диктовать, что носить женщине, то, досконально зная бон-тон , мы, в свою очередь, можем извлечь важную информацию из любого ювелирного изделия.

Мы можем предположить, кто носил её, по какому случаю и что она хотела этим сказать. Так обстоит дело с необычной тиарой – тиарой, которая, однако, кажется необычной лишь на фоне тонкого ювелирного этикета Прекрасной эпохи.

Как день и ночь: больше, чем едва заметная разница

Необычная тиара из серебра, граната и жемчуга, около 1885 г.

Эта тиара – сочетание серебра, гранатов и натурального жемчуга, обладающая несомненной готической привлекательностью благодаря драматическому сочетанию снежно-белого, кроваво-красного и (почти) эбенового цветов. Два крылатых драконоподобных существа со змеевидными телами – её отличительные и самые яркие элементы. Украшения из серебра выполнены в виде изящных проволочных завитков, выложенных жемчугом, а их концы украшены гранатами в крапинчатой ​​оправе. Центральный мотив из грозди гранатов и жемчуга увенчан веерообразным орнаментом из проволочных завитков.

Дизайн и мастерство исполнения позволяют с уверенностью отнести это украшение к концу XIX века, а именно к 1880-м или началу 1890-х годов. Сравнение с сохранившимися образцами и опубликованными эскизами подтверждает эту предполагаемую дату и позволяет уточнить её примерно до 1885 года. Похожий узор был опубликован в парижском журнале «Le Bijou» в 1884 году, хотя здесь место драконов занимают грифоны, а дизайн, по-видимому, предназначен для изделия, выполненного из бриллиантов и крупного жемчуга. Наша же тиара, напротив, не украшена крупными бриллиантами и тяжёлым золотом с серебряным покрытием.

Сравнительный образец из парижской книги по дизайну Le Bijou, 1884 г.

Фактически, сама её материальность представляет собой своего рода головоломку с точки зрения этикета. Ведь, с одной стороны, это тиара – украшение, которое в то время носили исключительно для официальных вечерних мероприятий: тиара «обязывает свою обладательницу к предельной элегантности, поэтому её лучше всего надевать на грандиозные торжества, с парадным костюмом».  С другой стороны, серебро, гранаты и мелкие жемчуг (в отличие от крупных, дорогих жемчужин!) были строго неформальными и начиная с 1880-х годов, ассоциировались с дневной одеждой.

Действительно, любой, кто интересуется старинными ювелирными изделиями, наверняка заметил, что тиары Прекрасной эпохи крайне редко можно увидеть из каких-либо материалов, кроме бриллиантов, крупного натурального жемчуга, дорогостоящих драгоценных камней или их имитаций, которые стали социально приемлемыми к 1890-м годам. Однако наши гранаты и жемчуг не претендуют на что-либо большее, чем то, чем они являются.

Этикет в отношении ювелирных изделий оставался в целом неизменным с 1880-х до начала 1900-х годов и был весьма схож в Германии, Франции, Великобритании и Соединенных Штатах, поскольку в период первой глобализации эти страны также были связаны процветающей торговлей между их ювелирными отраслями.

Фрагмент тиары, около 1885 г.

Давайте на мгновение рассмотрим условности, связанные с гранатами и мелкими жемчужинами, чтобы понять значение тиары. Будучи декоративными, но при этом относительно недорогими, гранаты считались скромными и поэтому носились в дневное время Как рекомендовал журнал Bazar  в 1894 году:

Для простых украшений часто используют богемские гранаты, которые зачастую отличаются необыкновенной красотой и могут иметь значительную стоимость. Однако, даже при самом искусном изготовлении, гранатовые украшения производят лишь скромный эффект, поэтому их можно рекомендовать для повседневного ношения. 

Действительно, гранаты считались уместными только для «повседневного, хотя и не слишком праздничного туалета». С гранатовой брошью можно было отправиться по делам или навестить близкого друга. Во Франции «гранаты из Оверни» также рекомендовались для «дневного туалета: визитов, прогулок, выставок, благотворительных распродаж».  Ни одно из этих событий не оправдывало бы ношение тиары; более того, её носительница могла подвергнуться публичному осмеянию, как мы изначально отметили.

Украшения с гранатом и мелким жемчугом считались подходящими для дня с 1880-х до начала 1900-х годов.

Мелкий жемчуг, оправленный в золото или серебро, также стал ассоциироваться с повседневной одеждой и даже с самым повседневным её вариантом, так называемым уличным туалетом. Как сообщал американский Jewelers’ Circular  за 1899 год:  «На днях была замечена чрезвычайно элегантная девушка, каждая деталь уличного туалета которой дышала строгостью и изысканностью, с надёжно заколотым на затылке весенним букетом ландышей из золота и жемчуга». 

Когда мелкий жемчуг используется в сочетании с цветными камнями, последние обычно относятся к типу камней, которые в таком случае называются «полудрагоценными» и носят в дневное время, например, перидоты, аметисты или гранаты.

Тиары и бриллиантовые украшения носились только с вечерними нарядами. Примеры ювелирных украшений, которые носили с бальными платьями, Deutsche Goldschmiedezeitung, 13 (1910), стр. 85.

А как насчёт украшений для официальных вечеров, важных балов или оперы, где можно было надеть тиару? Здесь этикет был довольно прост: бриллианты, драгоценные камни и крупные, дорогие жемчужины. «Истинный этикет ношения украшений примерно такой: [...] На ужинах, приёмах, в опере, на свадьбах и на костюмированных концертах бриллианты или жемчуг», — советовал американский справочник по этикету 1881 года. 

«Естественно, для grande toilette  [= официального вечернего гардероба] предпочитают жемчуг и все драгоценные камни , особенно бриллианты в таком изобилии, которое едва ли можно было увидеть раньше», — добавил немецкий женский журнал в 1892 году.  А в 1896 году французская La Vie Parisienne описала своим читательницам типичный вечер парижской элегантности:

И бриллианты повсюду: их требуется немало, чтобы просто украсить шелковое платье; воланы из старинного кружева, сверкающие бриллиантами, окаймляют декольте; реки бриллиантов, рубинов и жемчуга окаймляют еще один глубокий вырез лифа или используются в качестве отделки спереди среди размытых складок шелкового шифона, лифы, расшитые драгоценными камнями, и всегда эполеты из бриллиантов, из жемчуга [...]. 

Итак, если ее материальность подразумевает скромность и дневные мероприятия, но сама ее форма предназначает ее для роскошного вечернего туалета, то что же мы можем сказать о нашей тиаре?

Об этом расскажем в следующий раз

Источник: hofer-antikschmuck.de
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом