Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Питер Миус: бриллиантовая промышленность Дубая — отрасль, висящая на волоске

29 июля 2025
Питер Миус

Автор Питер Миус — бывший управляющий директор Антверпенской алмазной биржи и HRD, соучредитель Системы сертификации Кимберлийского процесса и почётный председатель Дубайской алмазной биржи.

 

Рост Дубая в мировой алмазной торговле неоспорим, однако его бриллиантовый бизнес сейчас сталкивается с серьёзной угрозой. Непрозрачное регулирование, карательные налоги и растущие издержки вынуждают диамантеров, особенно с ключевых рынков, искать другие варианты — суровое напоминание о прошлых изменениях в отрасли, которые требуют срочных и решительных действий для сохранения с трудом завоеванного лидерства. 

Сто лет назад Дубай был бесспорной мировой столицей жемчуга, но появление культивированного жемчуга привело к внезапному сдвигу, который разрушил это доминирование, вынудив эмират адаптироваться, развернуться и в конечном итоге процветать за счет нефти, торговли и туризма. История, однако, нашептывает суровое предупреждение: как только хаб теряет свое конкурентное преимущество, восстановление часто остается недостижимым. Сегодня, когда Дубай утверждает свое первенство в мировом алмазном секторе, в частности, как ведущий мировой хаб по торговле необработанными алмазами с 2021 года и входящий в тройку крупнейших мировых центров в целом, его бриллиантовый бизнес находится на аналогичной грани. Растущая налоговая неопределенность, карательные меры и стремительный рост операционных расходов грозят отпугнуть трейдеров, рискуя массовым оттоком, который может навсегда уничтожить его с трудом завоеванный блеск. 

Во-первых, важно признать, что путь Дубая к статусу мирового торгового гиганта поистине исключителен. Подъём Дубая на вершину славы дался ему нелегко. Мне посчастливилось более 12 лет работать с Ахмедом бин Сулайемом, исполнительным председателем и генеральным директором Дубайского многопрофильного товарно-сырьевого центра (DMCC). Под его выдающимся руководством алмазному сектору Дубая приходилось преодолевать сложные погодные условия, зачастую выливавшиеся в штормы, спровоцированные неправительственными организациями, которые, в свою очередь, часто противостояли Дубаю со стороны конкурирующих организаций.

Однако, помня о лозунге правителя Дубая, Его Королевского Высочества шейха Мухаммеда бин Рашида Аль Мактума: «В гонке за совершенством нет финишной черты», Дубай тщательно развивал экосистему инфраструктуры мирового класса, непревзойденную связь и благоприятную для бизнеса среду.

Это вскоре вывело Дубай на передовые позиции в торговле золотом и необработанными алмазами. В 2024 году объём торговли только бриллиантами превысил 13,1 млрд долларов США, что способствовало впечатляющему совокупному объёму (необработанных и обработанных алмазов) в 57,5 млрд долларов США за последние пять лет. Рост на впечатляющие 32%, достигнув 16,9 млрд долларов США в 2023 году, бриллианты составляют почти 50% от общего объёма торговли алмазами ОАЭ, что подчёркивает их ключевую роль в стратегическом развитии страны.

В том же духе любой бизнес, компания и государственный орган – независимо от того, насколько они успешны – должны сохранять глубокое чувство самокритики и всегда выявлять слабые места и угрозы. Действительно, несмотря на эти впечатляющие цифры и неотъемлемые преимущества, значительная доля мировой торговли бриллиантами, особенно со стороны ключевых игроков в Израиле, продолжает обходить ОАЭ, предпочитая прямые поставки на такие устоявшиеся рынки, как США, Антверпен и Гонконг. Благодаря сочетанию предсказуемой нормативно-правовой базы, обширного пула опытных специалистов и зачастую более благоприятного налогообложения бриллиантов, каждый из этих центров внушил бизнесу большую уверенность, и всё это, несмотря на недавно введённые США торговые пошлины. Чтобы Дубай действительно сохранил и использовал возможности, предоставляемые такими соглашениями, как Авраамовы соглашения, для стимулирования торговли бриллиантами между ОАЭ и Израилем, ОАЭ должны безотлагательно устранить существующие и будущие структурные барьеры. 

Одним из наиболее серьёзных препятствий является существующая система НДС. Хотя ОАЭ применяют механизм обратного удержания НДС к необработанным алмазам, это важнейшее преимущество не всегда распространяется на бриллианты, что снижает конкурентоспособность Дубая на мировом рынке. Хотя Решение Кабинета министров № 127 от января 2025 года было направлено на распространение механизма обратного удержания НДС на бриллианты и более широкий спектр драгоценных камней, многим это кажется недостаточным и слишком запоздалым. Эта непоследовательность в сочетании с высокими ставками корпоративного налога напрямую подрывает способность ОАЭ привлекать дорогостоящих бриллиантов и эффективно конкурировать. Например, в Бельгии и США межфирменная торговля бриллиантами полностью освобождена от НДС. 

Ещё один вопрос, хотя и не на сегодня, – это ответственность высокооплачиваемых консультантов в этом разрастающемся кризисе, которую невозможно переоценить. Международные консалтинговые фирмы, такие как PwC, оказались в ситуации вопиющего конфликта интересов: по имеющимся данным, они консультируют Министерство финансов ОАЭ по вопросам введения этих самых налогов, одновременно консультируя такие организации, как Дубайский многопрофильный товарно-сырьевой центр (DMCC), по вопросам их смягчения. Эта двойственность лишь усиливает неопределённость, оставляя трейдеров в состоянии паралича. Возникает вопрос: какие советы эти консультанты дают своим клиентам на конкурентных рынках и как они обеспечивают ощутимый рост? 

Помимо НДС, Дубай также стал менее конкурентоспособным из-за дополнительного налогообложения B2B и непрозрачного регулирования. По словам представителей отрасли, штрафы выписываются по неясным причинам, практически без возможности их оспорить из-за отсутствия отраслевого омбудсмена, а высокие налоги и сборы активно вытесняют малые и средние предприятия с рынка.  

Хотя правительство ОАЭ заслуживает похвалы за столь же колоссальные достижения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, правила ПОД/ФТ стали строже, чем в других крупных центрах. Диамантеры в Дубае фактически рассматриваются как банки: каждая транзакция свыше 55 000 дирхамов ОАЭ (15 000 долларов США) требует полного раскрытия информации. Даже элементарное сравнение издержек с другими ключевыми рынками выявляет поразительные различия. Например, в Бельгии действует специальный режим налога на прибыль предприятий для торговцев алмазами, который, как сообщается, значительно дешевле, чем в Дубае, в то время как крупные компании в эмирате, выплачивающие проценты на сумму более 3 миллионов долларов США (или 30% от EBITDA, в зависимости от того, что больше), не имеют права на налоговые вычеты, даже если выплачивают их банкам. Операционные расходы в Дубае также печально известны: по оценкам, они на 35 процентов выше, чем у конкурентов, а транспортные и таможенные сборы на 45 процентов выше, чем в Бельгии или США. В результате Дубай уже стал свидетелем того, как некоторые компании, занимающиеся выращенными в лаборатории бриллиантами, перенесли свою деятельность в Бельгию, что является прямым следствием этого растущего давления.

Эта ситуация перекликается с суровым предостережением, высказанным в отношении дубайского жемчужного наследия, которое было разрушено не конкуренцией, а бездействием перед лицом разрушительных перемен. Алмазный сектор, ставший краеугольным камнем диверсификации экономики, ожидает та же участь. Торговцы уже голосуют ногами, убеждённые, что окружающая среда становится менее благоприятной, и после их ухода восстановление бизнеса станет непреодолимой задачей.

При всём при этом, ОАЭ не впервые оказываются в подобной ситуации. Столкнувшись с растущим давлением на золото и необработанные алмазы, Кабинет министров ОАЭ осознал необходимость быстрых действий и 1 мая 2018 года решительно отменил налог на оба товара. Это важное и мудрое решение было принято на основе глубокого анализа конкурентоспособности Дубая в торговле необработанными алмазами, проведённого DMCC, и не только спасло обе отрасли от упадка, но и позволило им процветать, укрепив позиции Дубая как ведущего мирового направления.

Такое же решительное вмешательство сейчас крайне необходимо для сектора бриллиантов Дубая. Последовательное распространение механизма обратного удержания НДС на бриллианты, усиление льгот по корпоративному налогу, снижение административного бремени борьбы с отмыванием денег для законных предприятий и обеспечение ясности нормативно-правового регулирования до крайнего срока подачи корпоративных налоговых деклараций 30 сентября 2025 года позволит эмирату избежать как юридических, так и связанных с соблюдением требований законодательства неопределенностей, которые приводят к дорогостоящим ретроспективным корректировкам. Кроме того, этот проактивный подход привлечет внимание к сектору бриллиантов высокой стоимости, что позволит эмирату в полной мере использовать свои недостаточно используемые свободные бондовые зоны, одновременно подчеркивая стратегические преимущества и надежную инфраструктуру Дубая.

Волатильность мирового рынка и меняющиеся тарифные режимы предоставляют ОАЭ своевременную возможность заявить о себе и укрепить статус мирового лидера в сфере ограненных алмазов. Совершенствование политики, особенно в сфере налогообложения и регулирования, может существенно увеличить торговые потоки, инвестиции и диверсификацию экономики, а также, несомненно, повысить престиж ОАЭ в международном секторе драгоценных камней. Алмазная империя Дубая находится на перепутье, где отрезвляющая оценка её конкурентоспособности и решительные действия, несомненно, определят её дальнейший успех или безвременный упадок. Поскольку в стремлении к совершенству нет финишной черты, действовать нужно СЕЙЧАС.

Источник: idexonline.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом