Авторы пересматривают принятое в 2010 году решение о принятии в отношении бриллиантов таких терминов, как “выращенный в лабораторных условиях”, в качестве синонимов “синтетического”, утверждая, что это размывает границы и придает синтетике чрезмерную легитимность, особенно из-за использования 4C при их оценке. Теперь авторы призывают внести изменения в "Голубую книгу бриллиантов" на предстоящем конгрессе CIBJO (27-29 октября), чтобы включить более четкую терминологию, ограничить оценку 4Cs природными бриллиантами и повысить прозрачность для потребителей.
В отчете также подчеркивается разрушительное воздействие тарифов США — изменение глобальных торговых потоков, повышение потребительских цен и угроза созданию рабочих мест в Сурате — даже несмотря на то, что они могут усилить миф о редкости природных камней. Это одна из самых откровенных и провокационных работ, которые когда-либо появлялись в отрасли, и ее стоит прочитать из-за ее практического применения.
Авторы: Уди Шейнтал, президент алмазной комиссии CIBJO и Жан-Пьер Шален, вице-президент CIBJO Diamond Commission
В трудные времена для алмазной промышленности нгаступает переосмысление решений прошлых лет
В настоящее время наша отрасль переживает период серьёзных перемен. В условиях снижения потребительского спроса на природные алмазы, падения цен и сокращения объёмов производства, бизнес оказался на распутье.
В ответ на это многие заинтересованные стороны стремятся восстановить более четкие границы между природными и синтетическими алмазами — шаг, который, по моему мнению, имеет решающее значение для восстановления доверия потребителей и обеспечения долгосрочной целостности рынка природных алмазов.
Оглядываясь назад, мы теперь видим, что некоторые из наших решений, принятых в прошлом с благими намерениями, имели непредвиденные последствия. Я имею в виду, в частности, совместное решение, принятое много лет назад CIBJO, Международной ассоциацией производителей бриллиантов (IDMA) и Всемирной федерацией алмазных бирж (WFDB).
Именно на Конгрессе CIBJO в Мюнхене (Германия) в 2010 году Комиссия по алмазам предложила резолюцию, впоследствии одобренную Советом директоров CIBJO, в которой говорилось: «В интересах защиты прав потребителей и гармонизации отрасли CIBJO принимает термины «выращенный в лаборатории» алмаз, «созданный в лаборатории» алмаз и «синтетический» алмаз для обозначения неприродных алмазов». Тогда, конечно, были опасения, особенно среди наших европейских членов, но большинство считало, что CIBJO должна принять позицию, занятую ранее другими крупными отраслевыми группами.
Но дело было не только в этом. В то время мы считали, что признаём коммерческую реальность и протягиваем конструктивную руку новому сегменту отрасли. Мы намеревались интегрировать производителей синтетических алмазов в нашу структурированную систему — подобно тому, как в рамках CIBJO успешно сосуществуют производители природных и синтетических цветных драгоценных камней. Мы надеялись на дух сотрудничества, основанный на общих стандартах, этике и прозрачности.
В корне ошибочная практика
К сожалению, это сотрудничество не осуществилось так, как мы предполагали.
Многие представители сектора синтетических алмазов, включая некоторые оценочные лаборатории и крупные розничные сети, воспользовались нашим инклюзивным подходом для продвижения своих коммерческих интересов, часто в ущерб репутации и доле рынка в отрасли природных алмазов. Большинство лабораторий быстро начали применять систему оценки 4C, первоначально разработанную для природных алмазов, к синтетическим камням.
Подобная оценка, на мой взгляд, в корне ошибочна и вводит в заблуждение. Качество природного алмаза в конечном итоге является результатом случайных геологических процессов, поскольку необработанный камень образовался без какого-либо вмешательства человека. Синтетические алмазы, напротив, производятся в строго контролируемых условиях. Характеристики искусственного камня можно предсказать заранее и гарантировать благодаря строгому контролю качества на заводе.
Действительно, иногда наличие в синтетических алмазах включений или других характеристик, которые обычно учитываются при оценке природных камней, может быть результатом преднамеренных инженерных решений — часто для имитации природных дефектов. Именно поэтому я твёрдо убеждён, что критерии оценки 4C, отражающие геологическую редкость и сложность природных алмазов, не подходят для синтетических продуктов.
Кроме того, маркетинговая риторика вокруг синтетических алмазов была агрессивно сформирована с целью позиционировать их как более этичный, устойчивый и бесконфликтный выбор, практически всегда без каких-либо обоснований, подразумевая, что существуют сомнения в ценности и происхождении природных алмазов. Эта риторика нанесла долгосрочный ущерб сектору природных алмазов и ввела в заблуждение многих добросовестных потребителей.
Пересматривая «Алмазную синюю книгу»
Даже сегодня в нашей отрасли есть те, кто не решается открыто поднять этот вопрос. Но если мы хотим сохранить основную миссию CIBJO — защищать доверие потребителей и поддерживать целостность нашей отрасли, — то сейчас самое время действовать.
Поэтому я со всем уважением предлагаю следующие соображения для предстоящего конгресса:
Пересмотреть и внести изменения в «Синюю книгу бриллиантов» и соответствующие стандарты ISO, исключив термины «выращенный в лаборатории» и «создан в лаборатории» как синонимы слова «синтетический». Синтетический бриллиант должен быть чётко и последовательно промаркирован — так же, как это делается с синтетическими изумрудами, сапфирами и рубинами.
Ограничить использование системы оценки 4C исключительно природными алмазами. Синтетические алмазы, учитывая их промышленное происхождение, должны оцениваться по отдельной методологии, отражающей их природу как синтетических продуктов. Этот подход недавно был принят Геммологическим институтом Америки (GIA), который 26 августа объявил о переходе на использование описательных терминов, более подходящих для описания качества синтетических алмазов, поскольку «большинство из них попадают в очень узкий диапазон цвета и чистоты».
Повысить прозрачность для потребителей , потребовав, чтобы все описания и маркетинговые материалы о синтетических алмазах отражали реальность их происхождения: они не выращены и не созданы в «лаборатории», а производятся на промышленных предприятиях с помощью искусственных процессов. Я бы предположил, что предпочтительный термин «выращенный в лаборатории» всегда был эвфемистическим, придавая оттенок научного мистицизма.
Готовясь отметить столетие CIBJO — 100 лет работы на благо защиты доверия потребителей, — я считаю, что сейчас самое время и необходимо проанализировать наши прошлые решения, признать, где мы, возможно, допустили ошибки, и предпринять решительные шаги на пути к более прозрачному и ответственному будущему.
Алмазная комиссия готова поддержать эту важную дискуссию и совместно работать над проведением значимой реформы, которая будет отражать наши общие ценности и меняющиеся потребности нашей отрасли.
Налогообложение импорта алмазов
Введение правительством США карательных пошлин на необработанные и полированные алмазы уже меняет облик американской потребительской среды и мировой алмазной торговли. Это неудивительно, поскольку страна является крупнейшим в мире рынком ювелирных изделий с бриллиантами.
Особое внимание уделяется товарам из Индии. Это изменение политики, требующее нашего пристального внимания и скоординированных действий.
В начале этого года правительство США ввело ряд постепенно повышающихся пошлин на импорт алмазов. Начав с базового уровня в 10%, пошлины на необработанные и полированные алмазы индийского происхождения были повышены до 25%, а совсем недавно – до 50%, начиная с конца августа 2025 года.
Пока в судах США продолжаются судебные разбирательства, тарифы остаются в силе до рассмотрения апелляции, что создает глубокую неопределенность для поставщиков, трейдеров и розничных продавцов.
Индия, на долю которой приходится, по оценкам, 90% мировых мощностей по производству бриллиантов, пострадала непропорционально сильно. Объёмы экспорта в США резко сократились, и, как сообщается, в таких ключевых центрах, как Сурат, наблюдаются значительные потери рабочих мест. Аналитики прогнозируют, что выручка индустрии огранки бриллиантов в стране может сократиться почти на треть в этом году.
Другие страны, занимающиеся обработкой алмазов, где происходит значительная переработка алмазов, что делает их странами происхождения согласно таможенным стандартам США, также подверглись обложению пошлинами. Хотя их ставки ниже, чем в Индии, их экспорт также страдает.
Действительно, сбои, вызванные тарифной политикой, отражаются на всей глобальной цепочке создания стоимости, поскольку поставки в США, традиционно являющиеся самым перспективным розничным рынком для отрасли, сократились. Спрос на необработанные алмазы снизился из-за замедления производства, и многие мелкие трейдеры и семейные компании столкнулись с экзистенциальным давлением.
Отрасль обеспокоена, но также видит возможности
Немедленным эффектом для американских розничных продавцов и потребителей стал рост цен. По сути, этот тариф представляет собой потребительский налог, который привел к увеличению конечной стоимости бриллиантов, особенно в среднем и высоком ценовом сегменте. Розничные продавцы выражают обеспокоенность по поводу предстоящего праздничного сезона, поскольку многие ожидают снижения продаж.
В то же время появляются новые возможности. В некоторых категориях более высокая стоимость может усилить восприятие природных алмазов как редких и драгоценных, создавая контраргумент, который может отличить их от выращенных в лаборатории аналогов. Однако эта динамика не компенсирует более широкое снижение доступности и спроса.
Несмотря на эти проблемы, отрасль демонстрирует устойчивость:
Диверсификация рынка: индийские экспортёры и другие торговые центры осваивают альтернативные потребительские рынки, включая Китай, Ближний Восток и Европу. Первые признаки указывают на рост спроса в этих регионах.
Рост внутреннего спроса: внутренний рынок ювелирных изделий с бриллиантами в Индии продолжает расширяться, обеспечивая некоторую поддержку для производителей.
Глобальная пропаганда: Всемирный алмазный совет вместе с CIBJO, IDMA и WFDB, а также другими отраслевыми партнерами активизируют взаимодействие с политиками, чтобы обратить внимание на непропорциональные и непреднамеренные последствия этих тарифов для занятости, потребительского выбора и справедливости торговли.
Что ждет впереди
Вопрос тарифов останется неопределенным в ближайшие месяцы.
Судебные решения в Соединенных Штатах, законодательные инициативы в Конгрессе, такие как предлагаемый Закон о торговом надзоре, и дипломатические переговоры между Вашингтоном и Нью-Дели могут изменить траекторию.
В начале сентября к Указу Президента США было добавлено новое Приложение III, касающееся тарифов. В отличие от Приложения II, в котором перечислены критически важные минералы и их производные, которые будут освобождены от тарифов при любых обстоятельствах, в Приложении III перечислены минералы, которые могут иметь право на освобождение от тарифов или изменение тарифов в соответствии с двусторонними торговыми соглашениями и другими факторами. Среди минералов, перечисленных в Приложении III, которое озаглавлено «Приложение о возможных корректировках тарифов для присоединившихся партнеров», есть неоправленные природные алмазы (коды ТН ВЭД 7102.10; 7102.31 и 7102.39) и природные драгоценные камни (коды ТН ВЭД 7103.10.20; 7103.40; 7103.91.00; 7103.99.10 и 7103.99.50). На момент подготовки настоящего доклада Индия не заключила новое двустороннее торговое соглашение с Соединенными Штатами, но переговоры продолжаются.
В то же время волатильность будет по-прежнему характеризовать рынок.
Но в эти неопределенные времена крайне важно, чтобы международное алмазное и ювелирное сообщество говорило единым голосом. Наша отрасль всегда была глобальной по своей природе, и действия, предпринятые в одностороннем порядке в одной стране, отражаются на всех континентах.
Я призываю всех членов продолжать участвовать в мониторинге и информационно-пропагандистской работе, проводимой WDC, обмениваться информацией со своих рынков и активно участвовать в формировании коллективного ответа.
Вместе мы должны обеспечить, чтобы наша торговля оставалась справедливой, прозрачной и устойчивой, а потребители на всех рынках продолжали пользоваться доступом к красоте и символизму алмазов.