Тиара, созданная Жоржем Фредериком Штрассом, полностью из страз
Жорж-Фредерик Штрасс (1701-1773), выдающийся химик, чье имя навеки связано с имитацией драгоценных камней, родился в Страсбурге. Его путь к славе начался с партнерства с вдовой Прево, а затем достиг апогея в получении им престижного титула мастера-ювелира при дворе короля. Именно Штрасс обессмертил свое имя, создав особый состав стекла, известного ныне как "страз".
Имя Штрасса регулярно упоминалось в мемуарах эпохи и в периодическом издании "Mercure". В 1752 году, достигнув зенита своей карьеры, он отошел от дел, передав должность ювелира короля своему зятю, Жоржу-Мишелю Бапсту. Скончавшись в 1773 году, Штрасс оставил после себя значительное состояние, нажитое благодаря активной торговле бриллиантами и ювелирными изделиями. К моменту смерти его научные изыскания в области химии отошли на второй план. (Жермен Бапст, «Опись Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции». Париж, Лаюр, 1883).
Страз представляет собой кристалл, или стекло, характеризующееся высоким содержанием оксида свинца (не менее 24%), а зачастую и превышающим 50%, что обуславливает его выдающийся показатель преломления.
Именно присутствие оксида свинца является причиной характерных отражений и интенсивного блеска, присущих стразам. В производстве стразов содержание свинца значительно увеличивается, достигается это путем введения висмута и, возможно, таллия, что позволяет довести долю металлов до более чем 50%. Получаемый в результате материал отличается повышенной твердостью по сравнению с обычным стеклом, что обеспечивает возможность точной огранки и превосходные светопреломляющие свойства. Окрашивание стразов осуществляется посредством добавления солей металлов, а усиление блеска достигается путем введения металлической фольги (серебра) или пигмента в калетту. Последний метод особенно часто применялся для имитации драгоценных камней с недостаточным природным блеском. В глазах современников стразы настолько искусно имитировали драгоценные камни, что их называли "имитациями" или, чаще, "стразами".
Уже в 1734 году Штрасс был удостоен звания ювелира короля, что повлекло за собой активное подражание со стороны парижских ювелиров. "Роскошь по низкой цене" – с ностальгической грустью отмечает мадам де Жанлис: "Роскошь (…) приобрела обманчивый и экстравагантный характер, казавшийся доступным каждому, приводивший в смятение все государства, не оставляющий ничего долговечного и, капризом своего непостоянства, разоряющий все семьи".
В "Методической энциклопедии" упоминается как Штрасс, так и Шерон, его соперник.
Согласно Диане Скарисбрик в ее книге "Кольца", Шерон демонстрировал успехи в имитации рубинов, изумрудов, топазов и сапфиров. Однако оценка "успешно" представляется несколько преувеличенной.
В книге Дьёлафэ, посвященной драгоценным камням (1874 год), подробно описаны методики создания различных имитаций, соответствующих известным природным камням:
Бриллиант: Для имитации бесцветного алмаза используется чистый горный хрусталь, подвергнутый бриллиантовой или розовой огранке.
Рубин: 1000 частей горного хрусталя, 40 частей сурьмяного стекла, 1 часть кассиевого пурпура и избыток золота.
Сапфир: 1000 частей горного хрусталя и 25 частей оксида кобальта.
Топаз: Аналогичная формула для рубина, за исключением избытка золота и сокращения времени нагрева.
Изумруд: 1000 частей горного хрусталя, 8 частей оксида меди и 0,2 части оксида хрома.
Аметист: 1000 частей горного хрусталя, 25 частей оксида кобальта и незначительное количество оксида марганца.
Гранат: 1000 частей горного хрусталя и варьирующееся количество кассиевого пурпура, в зависимости от желаемого оттенка.