Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Флорентийский бриллиант: раскрыта тайна потерянного сто лет назад сокровища

13 ноября 2025
Грант Мобли

После исчезновения на столетие легендарный флорентийский бриллиант, некогда принадлежавший Медичи и Габсбургам, вновь появился в хранилище канадского банка, положив конец одной из величайших тайн в истории драгоценных камней.

Флорентийский бриллиант, вставленный в украшение для шляпы (Wikimedia Commons)

На протяжении ста лет флорентийский бриллиант существовал где-то между историей и мифом. Слухи о его судьбе ходили в аукционных домах, книгах, газетах, фильмах и геммологических журналах. Был ли он украден? Переогранён? Спрятан в каком-нибудь королевском поместье? Десятилетиями никто не знал наверняка.

Наконец-то один из самых легендарных бриллиантов в мире вышел из тени. В заявлении, впервые опубликованном The New York Times , члены семьи Габсбургов подтвердили, что легендарный природный бриллиант, считавшийся навсегда утерянным, почти столетие хранился в сейфе канадского банка.

Это открытие читается как оживший детективный роман: королевские интриги, война, изгнание и бесценный алмаз, исчезнувший в хаосе распадающейся империи. А для любителей истории драгоценных камней это одно из самых захватывающих открытий, которые когда-либо помнили ныне живущие.

Алмаз, определивший династии

Копия флорентийского бриллианта. (Wikimedia Commons)

Долгая и сложная история флорентийского бриллианта началась задолго до того, как он стал ценным достоянием европейских дворов. Как и многие великие бриллианты, он происходит из индийского региона Голконда, единственного в мире источника алмазов до XVIII века. Вероятно, он был обнаружен в XV веке и описывался как бледно- жёлтый камень с зеленоватым оттенком.

Бриллиант «Флорентин» весит 137,27 карата и имеет неправильную девятигранную двойную огранку «роза» со 126 гранями. Он давно входит в число самых знаменитых бриллиантов в истории. С его красотой может сравниться только его история, прошедшая сквозь империи, революции и века королевской власти.

Существует множество неподтверждённых историй об эпическом путешествии флорентийского алмаза после его открытия, но первое письменное упоминание о нём относится к 1657 году, когда французский ювелир и исследователь Жан Батист Тавернье увидел его среди сокровищ Фердинандо II Медичи, великого герцога Тосканского. Медичи — одна из самых могущественных и ценящих искусство династий в истории. Разбогатев благодаря банковскому делу, они стали оказывать влияние на политическую власть и покровительствовать искусству в масштабах, ставших легендарными, финансируя работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли и других. Флорентийский алмаз стал символом флорентийского могущества и роскоши эпохи Возрождения.

Франциск Стефан, когда он был коронован императором Священной Римской империи в 1745 году, и в его короне красовался бриллиант. (Wikimedia Commons)

После смерти последнего представителя рода Медичи бриллиант перешёл к семье Габсбургов через Франциска Стефана Лотарингского, мужа императрицы Марии Терезии Австрийской. Он стал частью королевских регалий Габсбургов и "поселился" во дворце Хофбург в Вене. Он украшал корону Франца Стефана, когда тот был коронован императором Священной Римской империи в 1745 году. Эксперты того времени оценили его в 750 000 долларов.

Из династии Габсбургов вышли практически все императоры Священной Римской империи с 1440 по 1806 год, а затем вплоть до 1918 года из династии выходили императоры Австрии. Как отметил историк Ричард Бассетт из Крайстс-колледжа в Кембридже: «Габсбурги — величайшая династия современной истории; история Центральной Европы вращается вокруг них». Флорентийский бриллиант, некогда принадлежавший Медичи, стал символом этого наследия, связав две самые могущественные семьи Европы своим необыкновенным путём.

Исчезновение флорентийского бриллианта на фоне падения империи

Долгое исчезновение бриллианта, как ни странно, началось на фоне распада империи. В 1918 году, в конце Первой мировой войны, император Австро-Венгрии Карл I, племянник эрцгерцога Франца Фердинанда, убийство которого, как известно, послужило поводом к началу Первой мировой войны, осознал близость конца империи. Опасаясь революции и конфискации, он тайно приказал перевезти королевские драгоценности в Швейцарию для сохранности.

Год спустя поползли слухи о пропаже флорентийского бриллианта. Некоторые считали, что его украли слуги во время перелёта из Вены. Другие подозревали, что кто-то тайно вывез его в Южную Америку или переогранил, чтобы изменить его происхождение. Вскоре этот бриллиант присоединится к потерянному бриллианту Орлова и пропавшим драгоценностям Романовых, став одной из величайших загадок геммологии.

Десятилетиями эксперты считали, что флорентийский бриллиант исчез навсегда. Даже когда политическая власть Габсбургов ослабла, легенда о бриллианте только разрасталась.

Королевская тайна, скрываемая на протяжении столетия

Император Карл и императрица Зита, около 1911 года. (Wikimedia Commons)

На самом деле бриллиант никогда не покидал семейное владение. По данным The New York Times, императрица Зита, вдова императора Карла, бежала из Европы во время подъема фашизма и начала Второй мировой войны, забрав с собой драгоценности Габсбургов. Зита и ее старший сын, кронпринц Отто, открыто выступали против нацистского режима; Отто предложил свою помощь Первой Австрийской Республике, борющейся за независимость от Третьего рейха. Когда Германия аннексировала Австрию в 1938 году, Отто был объявлен врагом государства, и Зите с восемью детьми пришлось бежать из Бельгии.

Она везла с собой самые ценные семейные реликвии, включая бриллиант «Флорентин», спрятанные в небольшом картонном чемоданчике. После побега в США в 1940 году с американской помощью семья обосновалась в Квебеке, Канада, где жила скромно. Там Зита поместила драгоценности, включая легендарный бриллиант «Флорентин», в местное банковское хранилище, обеспечив их сохранность для будущих поколений.

Зита рассказала о месте хранения алмазов только двум своим сыновьям — Роберту и Родольфу, поручив им хранить это место в тайне в течение ста лет после смерти Карла в 1922 году. Братья передали эти знания своим сыновьям, обеспечив сохранность алмаза и обезопасив его от краж, политики и спекуляций внешнего мира.

Иллюстрация флорентийского бриллианта. (Wikimedia Commons)

В прошлом месяце семья Габсбургов пригласила The New York Times стать свидетелем того, чего никто за пределами семьи не видел целое столетие: открытия шкатулки. Внутри находилось несколько исторических драгоценностей, включая инкрустированный бриллиантами орден Золотого руна и другие императорские реликвии. Однако флорентийский бриллиант затмил всех своим золотистым оттенком, сияющим, как всегда, и характерной огранкой, мгновенно узнаваемой по иллюстрациям XVII века.

Австрийский ювелир Кристоф Кехерт из исторической фирмы AE Köchert (некогда придворного ювелира Габсбургов) осмотрел драгоценный камень и подтвердил его подлинность, отметив, что его уникальная огранка и пропорции в точности соответствуют историческим записям.

Долгое наследие флорентийского бриллианта

Флорентийский бриллиант прожил множество жизней: шедевр Медичи, символ правления Габсбургов, а на протяжении последнего столетия – призрак геммологической легенды. Его искусная двойная огранка «роза» с более чем сотней граней создаёт эффект, не похожий ни на одну современную огранку, мягко рассеивая свет, а не преломляя его резко, как современный бриллиант. Мастера ограняли его не для того, чтобы он ослеплял при электрическом свете, а для того, чтобы он мягко сиял при свете свечей, подобно тому, как когда-то аристократия эпохи Возрождения любовалась своими драгоценностями.

Иллюстрация флорентийского алмаза времен Медичи. (Викисклад)

Его цвет, редкое сочетание жёлтого с лёгкими зелёными оттенками, лишь усиливает его загадочность. В отличие от ярких жёлтых оттенков , оттенок флорентийского обладает почти античной мягкостью, которая ощущается как нечто историческое, словно хранит историю каждой руки, которая к нему прикасалась.

Эти руки были одними из самых могущественных в истории Европы. Медичи использовали бриллиант для демонстрации богатства и божественной благодати в период расцвета искусства Флоренции. Габсбурги, в свою очередь, использовали его как символ имперской стабильности. На протяжении веков он был и драгоценностью короны, и осязаемым символом политической преемственности в эпоху перемен.

Будущее в глазах общественности

Семья Габсбургов объявила, что бриллиант «Флорентийский» и сопутствующие драгоценности останутся в Канаде, где они надеются выставить их в музее в знак благодарности стране, которая укрыла императрицу Зиту и ее детей во время войны.

Это достойное завершение для жемчужины, покинувшей королевские дворы Флоренции и Вены и покинувшей тихий склеп по ту сторону Атлантики. Её возвращение разгадывает вековую тайну и вновь знакомит современную публику с частью европейской истории, пережившей революции, войны и изгнание.

Флорентийский бриллиант – настоящий свидетель взлёта и падения империй, а теперь он вновь напоминает нам о том, насколько тесно природные алмазы связаны с историей человеческой цивилизации. Когда исчезло столько королевских сокровищ, этот бриллиант выстоял и наконец вернулся к свету.

Источник: naturaldiamonds.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом