Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Традиционные металлы ювелиров

8 декабря 2022
Редакция

Эллинистическое греческое золотое кольцо глубокой печатью.  Музей Метрополитен, Нью-Йорк, конец 4-3 вв. до н.э.

 древнегреческое золотое кольцо с изображением Алесандра Македонского в образе Геракла. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, конец 4-3 вв. до н.э.

 

На протяжении тысячелетий люди искали самые лучшие материалы для того, чтобы украсить себя и продемонстировать статус, занимаемый в обществе. Уже в  древнейших археологических раскопках были обнаружены искусно сделанные украшения давно исчезнувших народов и обществ. От раскопок древнего месопотамского города Ур до новых открытий древнегреческой и римской цивилизаций археологами были обнаружены драгоценные металлы, включая золото и серебро, что свидетельствует о долгой истории интереса к металлам, которые современные нам ювелиры продолжают использовать при создании украшений. В этой статье будет рассмотрена история трех различных традиционных металлов, которые остаются важными в производстве ювелирных изделий: золота, серебра и платины.

ЗОЛОТО

Возможно, исторически самый желанный ювелирный металл. Золотые украшения были обнаружены еще в 4000 году до нашей эры. В самых ранних цивилизациях мира: в Месопотамии и других районах современного Ближнего Востока были обнаружены огромные запасы солнечного металла. Найденный в руслах рек по всему миру, этот драгоценный металл ценился за его редкость и ковкость.


Головной убор королевы Пуаби, обнаруженный в Уре, Ирак.  Около 2600-2450 гг. до н.э.  Музей Пенна, Филадельфия.

Головной убор королевы Пуаби, найденный в Уре, Ирак. Около 2600-2450 гг. до н.э. Музей Пенна, Филадельфия.

В начале 20 века в ходе археологических раскопок были обнаружены совершенно чудесные сокровища древнего мира. Между 1922 и 1934 годами К. Леонард Вулли начал монументальные раскопки зиккурата в Уре, которые совместно финансировались Британским и Пенсильванским музеями. Вулли был поражен экстравагантностью царской гробницы царицы Пуаби, шумерской королевы из 3-го тысячелетия до нашей эры, особенно ее изысканными золотыми украшениями. 4 января 1928 года Вулли отправил следующее сообщение, в котором выразил свое удивление по поводу своего открытия: «Я нашел неповрежденную гробницу, построенную из камня и перекрытую кирпичами королевы Шубад [Пуаби]. На скелете сохранилось платье, в которое вплетены драгоценные камни, цветы и фигурки животных. Великолепная гробница с драгоценностями и золотыми чашами. Вулли.» Другие открытия начала 20-го века, такие как гробница и погребальная маска царя Тутанхамона из древнего Египта и продолжающиеся открытия греческих и римских украшений, подчеркнули ценность и значение золота в древности.

В Средние века и раннее Новое время золото ценилось по-прежнему, о чем свидетельствуют европейские алхимики, отчаянно стремившиеся превратить другие материалы в желанный металл. Византия широко использовала золото для религиозных икон и роскошных мозаик. 

Начиная с 13 века, после ввоза золота из некоторых частей Азии, страны Италии, Франции и Англии ввели в обращение золотые монеты в дополнение к прежним серебряным. Конечно, золото оставалось важным материалом для ювелирных украшений, особенно изготовляемых  для правителей и других представителей элит. Эта тенденция продолжалась в периоды Возрождения и барокко, когда королевские ювелиры от Людовика XIV во Франции до Георга II в Англии  использовали золото для изготовления предметов роскоши. В украшениях георгианской эпохи использовалась золотая оправа, чтобы отразить природные мотивы и дополнить цветные драгоценные камни, которые были популярны в то время.


Золотое ожерелье от Генри Дюнея.  Оправа из 18-каратного желтого золота.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Золотое ожерелье от Генри Дюнея. Оправа из 18 -каратного желтого золота. М.С. Рау, Новый Орлеан.


Колье Tiffany & Co. с кашмирским сапфиром, 10,25 карата.  Оправа из 18-каратного желтого золота.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Колье Tiffany & Co. с кашмирским сапфиром , 10,25 карата . Оправа из 18 -каратного желтого золота. М.С. Рау, Новый Орлеан.

В 20-м и 21-м веках некоторые ювелиры стали обращаться к историческим эпохам, создавая предметы в стиле Ренессанса, 18 и 19 веков. Наряду с ретро-дизайнами  другие ювелиры, как, например,  американский ювелир Генри Дюней (Henry Dunay), разрабатывают внедряют инновационные методы в отношении материала,  как, например,  фирменная гравировка Дюнея «саби» из текстурированного золота.

Henry Dunay, пример отделки "саби". Фото 1stdibs.com

Он получил признание за сложную технику гравировки поверхности, которую он называет саби, основанную на традиционной японской философии ваби-саби.

СЕРЕБРО

Добычей серебра наши предки занимались примерно около 5000 лет назад, об этом свидетельствуют  рудники в Анатолии (современная Турция). Через два тысячелетия центром производства этого металла стала Древняя Греция, что способствовало развитию средиземноморских государств. 


Гравированное англо-саксонское кольцо.  Около 775 г. н.э.  Комплект из серебра и позолоченного серебра.  Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Кольцо с англо-саксонской гравировкой . Около 775 г. н.э. Комплект из серебра и позолоченного серебра. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

 

В Средние века Европа добывала и экспортировала значительное количество серебра. Примеры, подобные хорошо сохранившемуся кольцу выше, которое было найдено в реке Темзе в 1856 году, указывают на то, что высококачественные серебряные украшения производились даже в период раннего средневековья, особенно когда  начале 8 века в Европе золото стало дефицитом. Очень ковкий, мягкий металл обычно сплавляли с другими металлами для увеличения его твердости, что приводило к комбинациям серебра и позолоты во многих типах старинных украшений. 


Драгоценности Французской Короны Бирманское Рубиновое Ожерелье.  Оправа из 18-каратного золота с серебряным напылением.  Около 1830 г. М.С. Рау, Новый Орлеан.

Драгоценности Французской Короны Бирманское Рубиновое Ожерелье . Оправа из 18- каратного золота с серебряным покрытием . Около 1830 г. М.С. Рау, Новый Орлеан.


Древнеримская резная изумрудная брошь.  Комплект из серебра и позолоченного серебра.  19-го века.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Древнеримская резная изумрудная брошь . Комплект из серебра и позолоченного серебра. 19-го века. М.С. Рау, Новый Орлеан.

  В 19 веке возобновился интерес к металлу холодных тонов. По мере того как эпоха индустриализации изменила способы массового производства ювелирных изделий, серебряные украшения стали доступны не только высшим слоям общества. Они хорошо вписывались в эстетику эпохи Виктории и стали широко использоваться. 

ПЛАТИНА

В отличие от серебра и золота, двух традиционных металлов, которые имеют долгую историю использования в ювелирном деле, платина начала широко использоваться в ювелирных изделиях только в 19 веке. Ранние цивилизации, такие как культура Ла Толита в Эквадоре, создавали драгоценные предметы из платины, в том числе ювелирные изделия, но после ее  открытия конкистадорами чрезвычайно высокая температура плавления металла заставила европейцев задуматься о том, как использовать природные залежи платины. Благодаря значительному развитию технологий европейские производители ювелирных изделий 19 века смогли с большей легкостью начать производство металла для производства ювелирных изделий. К эдвардианскому периоду платина стала самым популярным ювелирным металлом из-за своей большой прочности и благодаря таким законодателям моды, как Tiffany & Co., которые использовали этот материал во многих своих творениях.Браслет Tiffany & Co. с необработанным сапфиром Yogo, 4,68 карата.  Оправа из платины.  М.С. Рау, Новый Орлеан.

Браслет Tiffany & Co. с необработанным сапфиром Yogo, 4,68 карата. Оправа из платины. М.С. Рау, Новый Орлеан.

Период ар-деко и его эстетика вывели использование платины на новый уровень, особенно после открытия крупнейшего в мире платинового месторождения на Меренском рифе в Южной Африке. Однако во время Второй мировой войны правительство США обозначило его как стратегический материал и был введен запрет на производство ювелирных изделий из платины в США до конца войны. Сегодня платина ценится за ее редкость и долговечность, что делает ее предпочтительным выбором для обручальных колец и других украшений, которые носят каждый день.

 

Источники:
Ривз, Мэтт. «История золотых украшений». Gatsby Jewellery, 23 февраля 2022
г. Филлипс, Клэр. Драгоценности и ювелирные изделия . Лондон: Темза и Гудзон, 2019 г.
«Платина», Университет старинных ювелирных изделий. Lang Antiques, 2022.
«Головной убор королевы Пуаби». Музей Пенна. Penn Museum, 2020.
«Добыча серебра в истории». Институт серебра, 2022 г.

Источник: M.S.Rau
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом