«После завтрака я пошла к себе и начала одеваться. Батистовое нижнее белье, туфельки, чулки лежали на постели. Надев все это, я облачилась в платье из серебряной парчи, такой толстой, что она казалась негнущейся. Парикмахер уложил волосы. <…> Свой туалет мне надлежало продолжить в Большом дворце, где праздновалась свадьба. <…>
На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты в центре (имеет ввиду диадема императрицы Марии Федоровны) и маленькая темно-красная бархатная корона вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжелые! Присутствующие начали прикреплять к моей талии огромный шлейф из серебряной парчи, украшенный тисненными из серебра лилиями и розами. Потом мне нужно было сесть перед зеркалом, и старый придворный парикмахер, француз Делакруа, спустил по сторонам лица два длинных локона, которые спадали мне на обнаженные плечи. Потом он укрепил диадему.
Затем придворные дамы под руководством гофмейстерины возложили мне на голову кружевную фату и маленькую корону и прикрепили в складках веточки флёрдоранжа. Потом мне на плечи набросили темно–красную бархатную мантию, отороченную горностаем, и закрепили ее огромной серебряной пряжкой. Мне помогли подняться. Я была готова».
Так Великая княгиня Мария Павловна описывает сборы на венчание в своих мемуарах – бесценном источнике, из которого можно узнать занятные подробности о свадьбах при дворе Российских императоров в начале XX века.
Великая княгиня Мария Павловна и принц Вильгельм Шведский в день свадьбы. 1908
До 1880-х годов для каждой невесты подбирался свой комплект украшений и изготавливалась своя венчальная корона, на которую из кладовой Зимнего дворца выдавались бриллианты. После венчания корону разламывали, а бриллианты возвращали в хранение.
В апреле 1884 года к свадьбе Великой княгини Елизаветы Маврикеевны и Великого князя Константина Константиновича изготовили новую венчальную корону и сформировали комплект украшений, впоследствии получивший название «венчальный набор». Елизавета Маврикеевна стала первой невестой, надевшей этот комплект.
Великая княгиня Елизавета Маврикеевна в день свадьбы. 27 апреля 1884 года
В июне того же года Великая княгиня Елизавета Федоровна вышла замуж на Великого князя Сергея Александровича и стала второй царской невестой, венчавшейся в этих украшениях. С тех пор «венчальный набор» бережно хранили в Бриллиантовой кладовой Зимнего дворца и доставали к свадьбам будущих невест.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович в день свадьбы. 15 июня 1884 года
В начале XX века, как мы можем судить по воспоминаниям Великой княгини Марии Павловны, традиция надевать эти драгоценности была важной частью всего свадебного церемониала, хотя невестам не просто было выдерживать колоссальный вес драгоценностей и наряда с тяжелой мантией.
«Теперь я была разнаряжена, как идол, вес всего, что было на мне надето, казалось, раздавит меня. Я едва могла двигаться» – пишет в своих воспоминаниях Мария Павловна.
Все украшения набора, за исключением двух предметов, находятся сегодня в коллекции Алмазного фонда в Москве. И диадема императрицы Марии Федоровны является не только самым впечатляющим предметом «венчального набора», но и настоящей жемчужиной коллекции – это единственная оставшаяся в России аутентичная диадема Дома Романовых из 12 описанных в каталоге «Алмазный фонд СССР» 1925 года.
Яков Дюваль. Диадема императрицы Марии Федоровны с розовым бриллиантом. 1797-1801. Алмазный фонд
Впечатляющая диадема с розовым бриллиантом была создана в 1797 – 1801 годах придворным ювелиром Яковом Дювалем для императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I. Диадема имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованную бриллиантами разных размеров и огранок, а также типичные растительные витые орнаменты, симметрично расходящиеся от розового бриллианта. В центральной части подвешены бриолеты (удлиненные камни в форме слезы). Будучи подвижными, они начинали сиять всеми гранями при малейшем движении головой.
Жан-Анри Беннер. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1821. Государственный Эрмитаж
Поражает количество бриллиантов, использованных Дювалем при создании диадемы – 175 крупных и 1200 мелких камней высокого качества, привезенных из Индии и Бразилии. Центральный камень композиции – редчайший бриллиант потрясающего нежно-розового цвета, размером 13,35 карат, являющийся изысканным акцентом украшения.
Франсуа Дюваль (?). Серьги-вишни из бриллиантов. Ок. 1810 года. Алмазный фон
Бриллиантовые серьги-вишни тоже принадлежали Марии Федоровне и были излюбленной драгоценностью императрицы, увлекавшейся ботаникой. Их около 1810 года создал Франсуа Дюваль, младший брат Якова Дюваля. Их семейная ювелирная мастерская «Братья Дюваль» изготовила множество прекрасных драгоценностей для членов императорской семьи в начале XIX века.
Эти серьги были одним из самых дорогих украшений, созданных для Марии Федоровны. Сохранился счет тех лет на 50 000 рублей за неназванное ювелирное изделие. Специалисты считают, что серьги-вишни вполне могли обойтись императрице в такую сумму, так как в 1865 году одни только бриллианты в этих серьгах придворная комиссия ювелиров, занимавшаяся описью драгоценностей, оценила в 28 660 рублей.
Карл Кронноветтер. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Фрагмент миниатюры. 1828. ГМЗ "Павловск"
А бриллианты в серьгах и правда впечатляющие. На черешках под листиками висит пара вишенок, из которых крупная является большим овальным бриллиантом весом 11 карат, а вишенка поменьше – бриллиантом в 6 карат. Серьги получились довольно тяжелыми (26,48 грамм) и потому не вставлялись в мочку уха, а имели золотой ободок, накидывающийся на ушную раковину. Но даже так носить их было утомительно.
Мария Павловна вспоминала: «Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».
Следующее украшение «венчального набора» – пряжка-аграф, изготовленная в 1750-х годах для императрицы Елизаветы Петровны ювелиром Жереми Позье. Массивное украшение, предназначенное для скалывания на груди тяжелой императорской мантии, напоминает пышный цветущий куст, ветви которого симметрично расходятся от центрального декоративного элемента.
Жереми Позье. Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны. 1750-е годы. Алмазный фонд
Украшают пряжку 805 бриллиантов разного размера, формы и огранки. Подобные драгоценные аксессуары были обязательным атрибутом на коронациях Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, а непосредственно эту пряжку использовала Екатерина II. В ней она позировала для коронационного портрета, созданного итальянским живописцем Стефано Торелли между 1763 и 1766 годами.
Стефано Торелли. Портрет императрицы Екатерины II. Между 1763 и 1766 годами. Государственный Русский музей
Платья конца XIX века, как и платья XVIII столетия, имели жесткий корсетный лиф и открытое декольте. Но плечи в придворных нарядах конца XIX века стали более открытыми, а свадебные мантии создавались так, чтобы не накидываться на плечи, а прикрепляться к кромке лифа и скалываться на груди. Таким образом, эта пряжка и с практической точки зрения и как драгоценность, имеющая важное историческое значение, стала идеальным аксессуаром для того, чтобы украсить наряды царских невест.
Великая княгиня Елена Владимировна и принц Николай Греческий в день свадьбы. 29 августа 1902 года
Императорская венчальная корона – самое позднее драгоценное украшение в наборе. Ее создали в 1884 году к венчанию Великих княгинь Елизаветы Маврикеевны и Елизаветы Федоровны мастера ювелирной фирмы Болин.
Ювелирный дом Болин. Императорская венчальная корона. 1884. Музей Хиллвуд, США
Изготовленная из серебра корона покрыта малиновым бархатом и декорирована 120 бриллиантами среднего размера и 1280 мелкими камнями. В архивных документах сохранились сведения, откуда были заимствованы бриллианты для этой короны. Некогда камни украшали костюм наследника престола Павла Петровича, будущего императора Павла I, в 1767 году Екатерина II заказала их огранку ювелиру Леопольду Пфистереру. Для креста, венчающего корону, были использованы солитеры (так назывались крупные одиночные бриллианты), снятые с эполета начала XIX века.
Венчальная корона после 1917 года была национализирована, описана и вошла в каталог «Алмазный фонд СССР» 1925 года. В 1926 году ее, как «не представляющую художественной ценности», продали антиквару Норману Вейсу, а затем в 1927 году перепродали на аукционе Christie’s в Лондоне за 6100 фунтов. Позднее во второй половине XX века она попала в коллекцию Музея Хиллвуд в США, где находится по сей день.
Колье-ривьера из "венчального набора". Предположительно начало XIX века. Местонахождение неизвестно
И последняя драгоценность из набора – бриллиантовое колье-ривьера из 51 крупного бриллианта общим весом около 500 карат. В каталоге 1925 года информации об авторе и времени создания колье нет, однако стиль украшения позволяет предположить, что оно могло быть изготовлено в начале XIX века. Похожее колье было заказано в 1811 году императором Наполеоном Бонапартом для Марии-Луизы Австрийской по случаю рождения сына и наследника престола Наполеона II.
Этьен Нито и сыновья. Бриллиантовое колье Наполеона. 1811-1812. Смитсоновский институт, США
Наполеоновское колье состоит из 52 бриллиантов и имеет схожий дизайн, незначительно отличающийся видом некоторых подвесок. Неизвестно, что стало с колье-ривьерой из «венчального набора» Романовых после 1925 года. Его нет в числе 124 драгоценностей Романовых из коллекции Алмазного фонда СССР, проданных на аукционе Christie’s в Лондоне в 1927 году. Вероятно, колье было разобрано.
Бриллиантовый «венчальный набор» Дома Романовых стал не только символом роскоши Императорского двора в разные его эпохи, но и уникальнейшей коллекцией произведений, демонстрирующих выдающееся мастерство знаковых придворных ювелиров XVIII – XIX веков. Полюбоваться наиболее впечатляющими драгоценностями из этого комплекта сегодня можно в постоянной экспозиции Алмазного фонда.