Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Какие украшения носили кельты?

5 августа 2025
Рэйчел Суини , магистр истории искусств

Древнегреческие и римские писатели описывали кельтов как людей, особенно увлечённых украшением себя золотыми изделиями. Страбон писал: "К прямоте и пылкости их характера следует добавить детскую хвастливость и любовь к украшениям. Они носят золотые украшения, ожерелья на шее и браслеты на руках и запястьях, в то время как люди высокого положения носят крашеные одежды, расшитые золотом. Именно это тщеславие делает их невыносимыми в победе".

Но было ли это всего лишь обобщением автора, стремившегося изобразить кельтов как варваров и чужаков, в отличие от их более цивилизованных соседей – греков и римлян? Археологические находки из кельтских захоронений железного века в какой-то степени свидетельствуют о том, что они действительно носили украшения. Вопрос о том, насколько часто они носили украшения, зависел как от пола, так и от социального класса.

Ювелирные изделия и украшения как символы статуса

брошь браганза кельтские украшения

Брошь Браганса, ок. 250–200 гг. до н. э., Испания. Источник: Британский музей.

 

Кельтское общество было иерархическим и состояло из несвободного класса, свободного класса работников, высшего класса, такого как ремесленники, друиды, барды и пророки, а также класса воинов и элиты. Только элита, а в последующие века и класс воинов, имела доступ к богатству, необходимому для владения большим количеством ювелирных изделий. При анализе археологических находок кельтских ювелирных изделий следует учитывать, что то, что раскрывают ювелирные изделия и украшения, в первую очередь сосредоточено на жизненном опыте элиты.

Судя по свидетельствам древних текстов, например, цитате греческого географа и историка Страбона, приведённой выше, кельтские народы исторически характеризовались склонностью украшать себя. Археологические данные свидетельствуют о том, что мужская одежда была относительно скромной по сравнению с женской, но, тем не менее, и мужчины, и женщины носили больше украшений и украшений, чем их соседи-греки и римляне. Самым известным украшением, связанным с кельтами, и наиболее часто используемым как символ статуса и богатства, является торк – большое золотое или бронзовое ожерелье.

Судя по данным, полученным из захоронений, в гальштатский период (ок. 1200 г. до н. э. - 450 г. до н. э.) гривны носили в основном представители элиты , а в латенский период (450 г. до н. э. - 43 г. н. э.) их использование стало более распространенным и распространилось на воинов .

Появление гривны на изображениях кельтских народов позволяет датировать эти изображения латенским периодом. В этот период большинство ожерелий, найденных в женских захоронениях, были бронзовыми, а в мужских — золотыми, что свидетельствует о гендерном различии.

 

крутящий момент Mailly Le Camp Celtic Jewelry

Торк из Майи-ле-Камп, фото Г. Гратена. Источник: Wikimedia Commons

Некоторые гривны, по-видимому, были найдены в вотивных контекстах: например, клад из Снеттишема и гривна Бройтера из графства Дерри, Ирландия. В районе Снеттишема было обнаружено множество золотых ожерелий, свидетельствующих о ритуальном значении. Хотя гривны, используемые в вотивном контексте, не носились и, следовательно, не могут служить нам информацией о гривнах как символах статуса в повседневном обществе, их явное использование в качестве ритуальных предметов указывает на то, что для кельтских народов они были чрезвычайно ценными предметами, настолько ценными, что приобрели духовное значение.

Текстовые свидетельства кельтских украшений

ювелирное кольцо

Кельтское кольцо, IV век до н. э. Источник: Метрополитен-музей.

Помимо более ранней цитаты Страбона, описывающей кельтов как тщеславных в своей любви к личным украшениям, в классических текстах есть ряд других упоминаний о кельтах, носивших ювелирные украшения.

Дион Кассий описал Боудикку, знаменитую воительницу-королеву кельтского племени иценов, следующим образом:

«Она была очень высокой, с ужасающим видом, свирепым взглядом, резким голосом; густые рыжевато-коричневые волосы спадали до бёдер; шею украшало большое золотое ожерелье; на ней была разноцветная туника, поверх которой была наброшена толстая накидка. Это было её неизменное одеяние».

Независимо от того, соответствует ли это действительности, использование булавок и фибул для скрепления одежды подтверждается находками из археологических памятников, особенно из захоронений. Тот факт, что она также носила гривну, говорит не только о её важности как лидера, но и о неизменной значимости гривны среди элиты и воинов.

 

ювелирный браслет

Кельтский браслет, около 400 г. до н. э., Ранний Латен. Источник: Метрополитен-музей.

Ливий также писал о римском полководце, который принял имя Торкват после того, как он разбил группу галлов и украл их торквы в качестве трофея:

«Телу своего павшего врага он не оказал иного унижения, кроме как отобрал у него одну вещь — цепь, которую, обагрённую кровью, накинул себе на шею. Галлы замерли от страха и изумления, в то время как римляне, покинув свои позиции, с энтузиазмом бросились навстречу своему воину и привели его с похвалами и поздравлениями к диктатору. Среди грубых шуток, которыми обменивались солдаты, словно в стихах, прозвучало прозвище Торквата, которое впоследствии вошло в употребление как почётное прозвище». 

Опять же, этот анализ и характеристика кельтских народов — в данном случае галлов — сосредоточены на торке как предмете, имевшем для кельтов огромное значение. Независимо от того, служит ли это дополнительным подтверждением тщеславия кельтов или нет, украшения, очевидно, были важным компонентом самовыражения и самоуважения кельтов.

Изображения ювелирных изделий в кельтском искусстве

голова друида в Праге

Голова из Мшецкой Жехровицы, ок. 150–50 гг. до н. э., Ла-Тен, Прага, Чехия. Источник: Wikimedia Commons

Изображения кельтов встречаются редко. Большинство изображений кельтов — мужские, а многие — римские или провинциально-римские, что делает изображения, созданные с точки зрения кельтов, ещё более редкими. Изображения кельтских женщин сохранились ещё реже. Поэтому, к сожалению, мы не можем почерпнуть много информации о кельтских украшениях из тех немногих изображений кельтов, которые сохранились до нас в период железного века, хотя эти изображения дают современным историкам представление о кельтской одежде и причёсках.

В тех редких случаях, когда кельты изображаются в искусстве украшенными, обычно это лишь торк, несмотря на то, что древние текстовые источники часто упоминают о склонности кельтов украшать себя золотом. Раскопки кельтских захоронений также свидетельствуют о том, что эти текстовые указания были недалеки от истины.

Возможно, тот факт, что личные украшения кельтов ограничиваются шейным ожерельем (торком), служит ещё одним примером значения ожерелья. Одно из самых известных антропоморфных изображений кельта – это голова из Мшецких Жегровиц. Голова была найдена в одноимённом поселении на территории современной Чехии. Скульптура головы в натуральную величину демонстрирует черты лица, изогнутые брови и закруглённые усы. Основание статуи образует внушительный ожерелье.

Торк является важным ключом к разгадке потенциального статуса изображенного человека: хотя личность этой фигуры так и не была установлена, наличие торка и тот факт, что статуя была найдена в обрядовом контексте в поселении, позволяют предположить, что это была личность высокого социального статуса и большого значения для своей общины: либо воин, либо друид.

Где были найдены кельтские украшения?

кельтские украшения из Снеттишемского клада

Снеттишемский клад, около 70 г. до н. э., Снеттишем, Норфолк, Англия, фото: Victuallers. Источник: Flickr

Кельтские украшения гальштатского периода находят преимущественно в захоронениях, а украшения латенского периода чаще встречаются на поселениях. Следует отметить, что, поскольку предметы латенского периода чаще находят отдельно от тех, кому они принадлежали, предметы гальштатского периода, как правило, более полезны для выявления гендерных тенденций в области личных украшений.

Фибулы, или булавочные броши, являются наиболее распространёнными предметами личного украшения как в захоронениях, так и на поселениях. Это вполне объяснимо, поскольку они были наиболее распространёнными личными украшениями в железном веке. С практической точки зрения, фибулы могли использоваться и людьми, не принадлежащими к элите, в качестве средства застёгивания одежды. Изменения в их конструкции и технологические усовершенствования сделали их полезными региональными и хронологическими индикаторами.

Пол и кельтские украшения

шейное кольцо 5–6 вв. до н.э. кельтские украшения

Золотое шейное кольцо, V–VI вв. до н. э. Источник: Музей Метрополитен.

Как уже упоминалось, украшения носили как мужчины, так и женщины кельтов. Важно отметить, что в соответствии с прежними археологическими стандартами пол захоронений часто определялся на основе характера украшений, найденных вместе со скелетами. С разработкой более совершенных стандартов анализа скелетов выяснилось, что захоронения, ранее считавшиеся женскими, принадлежали мужчинам.

Поэтому можно предположить, что у кельтских народов в целом были более гибкие гендерные традиции в вопросах украшений по сравнению с их греческими и римскими соседями, или что золотые украшения отчасти ассоциировались с богатством и мужественностью.

Некоторые предметы личного украшения, а также количество предметов, могут помочь определить, принадлежала ли могила женщине. Характерные предметы в женских захоронениях включают шпильки, найденные поодиночке или в большом количестве вокруг головы, трубчатые или цельнолитые бронзовые гривны и ожерелья из бисера, браслеты, наручные кольца и парные наручные браслеты (бочекообразной формы, покрывающие всё предплечье).

Предполагается, что мужчины никогда не носили браслеты парами. Браслеты на ногах были найдены в женских захоронениях и, по-видимому, являлись исключительно женским украшением. Серьги встречаются и в мужских, и в женских захоронениях, хотя в последних они встречаются чаще и иногда в большем количестве.

Подвески находят как в мужских, так и в женских захоронениях, но, по-видимому, чаще всего они связаны с детьми. Девушки гальштатской и ранней латенской культур носили янтарные цепочки и амулеты.

крутящий момент Снеттишема

Большая гривна из Снеттишема, ок. 150–50 гг. до н. э., Кен-Хилл, Норфолк, Англия. Источник: Британский музей.

Стоит также отметить, что татуировка также являлась одной из форм украшения тела. Учитывая любовь кельтов к дорогим тканям и обилие металлических украшений, вполне вероятно, что они также расписывали или татуировали свои тела. Нет никаких чётких указаний на гендерную принадлежность этой практики, зато есть несколько упоминаний о расписной коже и использовании вайды – разновидности синего красителя, которую можно было получить из листьев.

Библиография

Майер, Б. (2018). Кельты: история с древнейших времён до наших дней . Издательство Эдинбургского университета.

Чемпион, С. (1996). Ювелирные изделия и украшения. В книге М. Грина (ред.), «Кельтский мир» (стр. 411–419). Routledge.

Ллойд-Морган, Г. (1996). Внешний вид, жизнь и досуг. В книге М. Грина (ред.), «Кельтский мир» (стр. 95–120). Routledge.

 

Источник: thecollector.com
Читайте также
Сокровища Меровингов — 5 век н.э.
Археология
Сокровища Меровингов — 5 век н.э.
30 мая 2025
veronavisita.it
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом