Выставка «Картье и мифы» в Риме возвращает нас в место, где рождается фантазия – царство мифов – и задает сложный вопрос: останемся ли мы сильнее алгоритма ИИ или он одолеет нас?

Луи Картье и путешествие по Италии: можно ли победить воображение?
Путешествуя по миру, Луи Картье вернулся домой с предметами, призванными вдохновить на создание новых произведений искусства – чудесами, которые впоследствии могли стать драгоценностями. Культура махараджей вдохновила на создание того, что мы сейчас называем стилем «тутти-фрутти»: изумруды и рубины, перемежаемые сапфирами, украшенные цветочными мотивами, которые образуют струящиеся сады из плюща, листьев и лепестков. Для Луи Картье достижение края света означало стремление к невероятному – постоянное, неуклонное стремление к изумлению.
Это стало источником пищи не только для Луи Картье лияно, но и для всего Дома, развивавшегося в предпринимательском и финансовом мире Европы. Урок остаётся актуальным и сегодня: воображение необходимо питать и развивать. Чем? Культурой, да, но не культурой данных и информации, где алгоритм всегда нас превзойдёт. Нам нужна культура связей, если сегодняшняя культура подразумевает воображение, творчество и фантазию.
Cartier & Myths – диалог между Древним Римом и ювелирными изделиями XX века
Выставка «Cartier & Myths» открыта в Капитолийских музеях до 15 марта 2026 года. Почему стоит обратить внимание на выставку ювелирных изделий, расположенную среди статуй Древнего Рима? Чтобы подчеркнуть простую истину: мастерство человека формируется благодаря технической дисциплине, которая начинается в молодости и продолжается на протяжении всей жизни, а также благодаря культурному образованию, позволяющему нам осмысливать историю и преобразовывать её в творческое воображение.
Луи Картье, человек начала XX века, принадлежал к самым изысканным кругам между Парижем и Лондоном. Железоделательная техника достигла вершин вместе с Эйфелевой башней; облака и пар двигались вместе с моторами яхт в Средиземном море и локомотивами, идущими из Парижа в Италию, к Риму. Рим по-прежнему казался воображаемым центром Запада, точкой равновесия истории, литературы и искусства. Как могло воображение Луи Картье не взорваться, когда он впервые прибыл в сердце Италии? Алгоритмы ИИ меркнут в сравнении с этим.
Луи Картье и классицизм: эпоха золота и розы с отсылкой к Роберто Калассо
Картье читал латынь, и Италия представлялась ему центром классической культуры – мерой, рождённой из золотого сечения. То, что мы сейчас называем классикой, пришло в Италию из Греции времён Перикла. Классицизм издавна ассоциируется с «золотыми веками» истории – Римской империей, Возрождением, Просвещением и его неоклассическим Возрождением. Между ними разворачиваются эпохи «розалий» – мягкости, декаданса – маньеризма, романтизма – того, что итальянский писатель и мастер Роберто Калассо охарактеризовал как «розовый» цвет Тьеполо.
Картье мог бы выбрать другую книгу Роберто Калассо: «Бракосочетание Кадма и Гармонии» – пир мифологических историй, отголоски которых прослеживаются на протяжении всей выставки. Истории, где божественное проникает в царство плоти, где зарождение мира переплетается с желанием, молния пронзает пену, а соблазн становится началом.
Пусть этот текст — эти несколько минут, которые вы ему посвятите, — станет маленькой искрой, которая вновь зажжёт то, что вы уже знаете. Искры, найденные во время прогулок по залам Палаццо Нуово на Капитолийском холме, одном из семи холмов Рима; искры, способные зажечь синапсы, с помощью которых Атрейо восстанавливает Башню из слоновой кости для Ребёночной Императрицы.

Castellani, Рим

Картье

Cartier
Классический канон: Деметра, Венера – Картье в Капитолийских музеях и наследие Кастеллани
Из архивных записей известно, что в 1923 году Луи Картье погрузился в изучение классических архетипов, изучая древние руины Помпей и Геркуланума. Симметрия копии Венеры, гармония природы, сама чистота. Мифология служила метафорой – матрицей литературы, религии, катализатором западного воображения. В классическом мифе мы находим сюжеты всех любовных историй и трагедий; в мифе мы находим основы психоанализа, приведшего к появлению романов прошлого века. Классическая мифология и сегодня питает нашу фантазию – наше творческое самовыражение, наши провокации, нашу чувственную и сексуальную распущенность. Поэтическое искусство превращения желания в песню.
Пшеничный колос символизирует Деметру, богиню плодородия земли. Его возлагали на головы невест в знак приветствия на супружеском ложе, тепла и близости. Обнажённость Венеры – это римское воспроизведение Афродиты Праксителя: её рука скромно прикрывает интимное место, что определяет сам смысл слова «нежный» . Каждый раз, когда мы говорим о нежности, каждый раз, когда мы нежно прикасаемся, мы повторяем жест, усвоенный у Венеры.
В одном из самых знаменитых залов Капитолийских музеев — том, где бюсты римских императоров расположены в хронологическом порядке — посетители останавливаются перед платьем Мариано Фортуни, вдохновлённым бронзовой статуей Дельф, символом «сурового стиля», возникшего около 460 года до н. э. С 1909 года геометрический язык греческих археологических находок слился, благодаря модным журналам, таким как этот самый Lampoon, с ярким воображением «Русских балетов».

© Sovrintendenza Capitolina ai Beni Culturali
Cartier Paris, специальный заказ, 1907 г.
Платина, бриллианты, натуральный жемчуг.
Изготовлено к свадьбе Марии Бонапарт с принцем Георгом Греческим и Датским в 1907 г.

Ливия в роли Цереры
14–37 гг. н. э.
Мрамор
Капитолийские музеи, Палаццо Нуово, Рим

Корсажное украшение. Cartier Paris, заказ 1907 года
Платина, бриллианты, сапфиры
Коллекция Cartier

Колье
Cartier Paris, заказ 1911 года
Платина, бриллианты, жемчуг
Коллекция Cartier

Колоколообразный кратер
Начало I века н.э.

Брошь-подвес
Cartier Paris, заказ 1922 года
Платина, бриллианты, кораллы, оникс
Коллекция Cartier
За ними, в витринах, выставлены изделия из коллекции Cartier. Некоторые из них подчёркивают связь мастерства начала XX века с классическими канонами. Интеллектуальные отсылки Cartier черпали из репродукций археологических артефактов, опубликованных в европейских культурных журналах, а также из работ римских ювелиров, возродивших древнегреческие и этрусские техники. Среди них выделяются Фортунато Пио Кастеллани и его сыновья. Помимо создания собственных изделий, Кастеллани восстановили коллекцию ювелирных изделий, некогда принадлежавшую маркизу Кампане, которую Наполеон III позже приобрел для Лувра в 1861 году. Путешествие коллекции из Рима в Париж взбудоражило воображение дизайнеров по всей Европе, вызвав возрождение классических мотивов.
Нас будет волновать один и тот же образ: человек, одинокий за своим рабочим столом, в комнате, полной шума, полностью поглощённый своим делом. Всё остальное не имеет значения. Его концентрация настолько глубока, что шум сначала отступает, а затем исчезает. Время летит — или вовсе останавливается. Его тело напрягается: руки, спина, дыхание. Но всё это не имеет значения. Им движет лишь воображение, бьющееся в унисон с сердцем.
Алгоритмы могут в конечном итоге заменить ручной труд. Возможно, так и будет. Им никогда не удастся повторить ошибку, порождающую человеческое чудо. Искусственный интеллект не способен имитировать лёгкое несовершенство, едва заметный перекос, плавную линию, где инструмент скользил слишком мягко, — те мельчайшие отклонения, которые дают жизнь красоте, самой Венере.

Капитолийская Венера середины II века нашей эры в Палаццо Нуово.

Подвеска «Золотое руно» с цепочкой
Cartier Paris, 1970
Желтое золото, розовое золото, бриллиант
Частная коллекция

Marforio, Капитолийский музей, Рим

Джан Лоренцо Бернини,
Медуза
1644–1648 гг.
Мрамор
Капитолийские музеи, Палаццо Консерватори, Рим

Подвеска «Голова Медузы»
Cartier, Париж, 1906
Платина, золото, бриллианты, натуральный жемчуг, коралл «Ангельская кожа», эмаль
Коллекция Cartier

слева: Исида, II век н. э. Мрамор. Капитолийские музеи, Палаццо Нуово, Рим
справа и ниже: Египетское ожерелье Cartier Paris, 1927–1928 гг.
Платина, золото, голубой египетский фаянс, бриллианты, сапфиры, изумруды, сердолики, бирюза, оникс. Статуэтка Исиды, кормящей Гора, из голубого египетского фаянса относится к коллекции находок Louis Cartier.
Коллекция находок включала в себя коллекцию фрагментов ювелирных изделий и разобранных предметов, включая старинные предметы персидского, индийского, китайского и египетского искусства. Коллекция Cartier


Сатир, маска – Рим, Капитолийский музей.