Фото: https://images.prestigeonline.com/wp-content/uploads/sites/3/2021/05/19095343/02-VCA-Pas_de_trois_chrysoprase_transformable_clip_1.jpg
Van Cleef & Arpels, ювелирный дом, входящий в пятерку лидеров мирового рынка, берет свое начало в союзе двух предпринимательских династий: Ван Клифов из Амстердама и Арпельсов из Гента. После переезда в Париж в 1864 году Леон Соломон Арпельс начинает свою деятельность в сфере торговли бижутерией. В 1867 году к нему присоединяется Соломон Ван Клиф, специалист по обработке драгоценных камней. Альфред Ван Клиф и Шарль Арпельс, приходившиеся друг другу кузенами по материнской линии, основывают ювелирное предприятие. Семейный союз был укреплен браком Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс в 1895 году. Их общая страсть к драгоценным камням послужила стимулом для создания ювелирной компании, которая получила поддержку от Саломона Арпельса, отца Эстель. Однако, широкая известность к бренду пришла лишь спустя десятилетие.
Первый бутик Van Cleef & Arpels был открыт летом 1906 года по адресу Вандомская площадь, 22, в непосредственной близости от конкурентов, таких как Boucheron, Chaumet и Lalique. Тем не менее, выгодное расположение позволило привлечь состоятельную клиентуру из отелей Ritz и Meurice. Марка быстро добилась успеха и начала расширять свое присутствие в стратегически важных локациях, включая Довиль, Ниццу и Виши. Росту компании способствовала активное участие членов семьи Арпельс: Шарль отвечал за финансовые вопросы, Жюльен занимался отбором драгоценных камней и установлением международных связей, а Луи сосредоточился на продажах.
До наших дней сохранился один из ранних образцов ювелирного искусства, выполненных на заказ: миниатюрная яхта Varuna, изготовленная из яшмы, эмали и эбенового дерева. Эта настольная скульптура выполняла и практическую функцию, скрывая в себе кнопку вызова дворецкого. В том же году, после кончины Саломона Арпельса, Альфред Ван Клиф и Шарль Арпельс официально зарегистрировали имя Van Cleef & Arpels.
Жюльен Арпельс присоединился к компании в 1908 году, а Луи Арпельс – в 1912 году. Бутик, расположенный в центре Парижа, на Вандомской площади, 22, напротив отеля Ritz, привлекал европейскую аристократию и американских магнатов, что способствовало распространению славы о мастерстве Van Cleef & Arpels за пределы Франции.
После открытия гробницы Тутанхамона Говардом Картером, ювелирный мир охватила египтомания. Van Cleef & Arpels выпустили ряд украшений в "египетском" стиле в 1924–1925 годах, используя мотивы цветов лотоса, скарабеев и стилизованных изображений фараонов. Одновременно с этим, Дом обращался к культурам Востока, используя жадеит, кораллы и китайский лак. Примерами служат несессер с драконом, колье Chapeau Chinois и футляр для косметики, созданный в сотрудничестве с Владимиром Маковским.
Участие в Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes в Париже в 1925 году, давшей название стилю ар-деко, принесло компании Гран-при за браслет и брошь Roses, выполненные из платины, рубинов, изумрудов и бриллиантов. Жюри отметило высокое ювелирное мастерство и выразительность украшений на тему природы.
В 1926 году Рене Пьюиссан, дочь Эстель и Альфреда, становится художественным руководителем Van Cleef & Arpels, работая в тандеме с дизайнером Рене Сим Лаказ. Этот союз, продолжавшийся с 1926 по 1939 год, оставил значительный след в ювелирном дизайне.
В 1930-е годы компания активно развивала технические инновации, создав и запатентовав такие знаковые изделия, как минодьер и невидимая закрепка.
Чарльз Арпельс разработал и запатентовал технику Mystery Set в 1933 году, позволяющую устанавливать драгоценные камни без видимых креплений. Эта трудоемкая техника, требующая до 300 часов работы на одно изделие, привела к созданию редких и ценных украшений.
В 1934 году были представлены браслет Ludo Hexagone и часы с секретом Cadenas, а в 1938-м – трансформер Passe-Partout и эскиз колье-молнии Zip. К самым знаковым частным заказам предвоенного десятилетия относятся рубиновый браслет Jarretiere для Марлен Дитрих и бриллиантовый гарнитур для египетской принцессы Фавзии.
Поклонниками Van Cleef & Arpels были представители королевских семей, включая герцога Виндзорского, который преподнес Уоллис Симпсон браслет с сапфирами и бриллиантами в качестве свадебного подарка в 1937 году.
Первая попытка выйти на американский рынок была предпринята в 1920-х, но закрепиться удалось лишь после Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке. Клод Арпельс открыл бутики в Палм-Бич в 1940 году и на Пятой авеню в Нью-Йорке в 1942 году. Для адаптации к потребностям американской клиентуры были наняты местные дизайнеры и открыта фабрика в Калифорнии.
В военные годы американский филиал сыграл важную роль в сохранении компании. Шарль Арпельс, Луи и Элен бежали в Америку в 1940 году. В Европе, после оккупации Вандомской площади, был назначен новый директор и ювелир Рене Бри, который руководил компанией в 1941–1943 годах. Рене Пьюиссан покончила с собой в 1942 году. 1940-е годы характеризовались дефицитом цветных камней, что заставило мастеров работать в основном с золотом. Тем не менее, были созданы броши "Райская птица", броши в виде букетов и балерин, а также украшения Fourragere.
В 1950-е годы, послевоенное восстановление Европы, ознаменовалось возрождением кутюрных и ювелирных домов. Van Cleef & Arpels запустили линию La Boutique в 1954 году, предлагая более доступные и повседневные украшения. Эти броши в виде милых зверюшек стали популярными среди Грейс Келли и Джеки Онассис. В 1956 году князь Монако Ренье III подарил Грейс Келли набор из жемчуга и бриллиантов Van Cleef & Arpels, и Дом получил звание "Официального поставщика княжества Монако".
В 1960-х годах западный мир увлекся культурой Востока, особенно Индии. Van Cleef & Arpels создали украшения с узорами пейсли, павлиньими перьями, броши в виде Будды и кольца с крупными камнями в индийском стиле. Клод Арпельс, страстный коллекционер драгоценных камней, совершал поездки в страны Востока, включая Индию, где познакомился со своей будущей женой, Мерулизой "Малу", которая впоследствии стала вице-президентом компании.
В 1966 году Дом получил заказ на создание драгоценностей для коронации иранской императрицы Фарах Пехлеви, используя драгоценные камни из Национальной сокровищницы Ирана. Пьер Арпельс совершил 24 поездки в Тегеран для отбора камней. Результатом стали корона императрицы, а также сеты для ее дочери и сестер.
В 1968 году был создан знаменитый мотив Alhambra, вдохновленный четырехлистником на плитке дворца Альгамбра в Гранаде, и первое длинное колье Alhambra. Этот мотив, ставший символом удачи, любви и благополучия, изготавливается из различных материалов и окаймлен золотыми жемчужинами.
Ювелирный дом расширяет свою географию: первый бутик французской ювелирной марки в Японии открывается в 1973 году. В 1976-м бренд запускает направление нишевой парфюмерии.
12 мая 1999 года швейцарская финансовая группа Richemont, объединяющая Cartier, Montblanc, Vacheron Constantin, Alfred Dunhill, Lancel, а также табачную компанию Rothmans International, выкупила 60% акций ювелирного дома Van Cleef & Arpels. По соглашению еще 20% отходили итальянской фирме Fingen SpA, еще одну пятую часть получали члены семьи Арпельс, наследники Клода Арпельса. Общая сумма покупки составила 460 млн швейцарских франков, или чуть больше 300 миллионов долларов. На тот момент бренд владел 8 магазинами во Франции, США, Швейцарии, Монако и Великобритании, а в мире были открыты еще 34 бутика, главным образом на территории Азии. В январе 2003 года акции семейного ювелирного предприятия были полностью выкуплены концерном Richemont. Сумма сделки не была раскрыта. Сегодня наследники семьи Арпельс живут в Италии и владеют группой компаний Redwall Group, специализирующихся на одежде и аксессуарах из кожи.
Van Cleef & Arpels Les Voyages Extraordinaire
В 2010 году Дом активно работает в области высокого ювелирного искусства, создавая каждый год тематические коллекции High Jewellery. Собрания уникальных предметов посвящены важным для марки сюжетам: Couture (2004), L’Atlantide (2007), Les Jardins («Сады», 2008), Voyages Extraordinaires («Необыкновенные путешествия», 2010), Bals de Legende («Легендарные балы», 2011). В 2006-м создана первая коллекция Pierres de Caractere — украшений с камнями, наделенными особым характером и харизмой. В разные годы вдохновением для мастеров служили произведения Шекспира «Сон в летнюю ночь» (2003), «Ромео и Джульетта» (2019), сказки Шарля Перро «Ослиная шкура» (2014) и братьев Гримм — коллекция Quatre contes de Grimmes («Четыре сказки братьев Гримм», 2018).