Интервью 1937 года с Рене Рэйчел Ван Клиф, последним главой VCA перед войной. Она с 1926 года занимала пост художественного руководителя, в 1938 году Рене Рашель Ван Клиф возглавила Van Cleef & Arpels, а с 1926 по 1940 год в качестве руководителя создала самый прекрасный период VCA. Умерла в Виши 12 декабря 1942 года.
ПРИЗЫВ К РОСКОШИ
Неужели МОДА 1900-Х ГОДА была настолько уродлива?
...Стимулирование расходов, возрождение роскоши — вот здоровый метод... К чёрту эту навязываемую вами простоту! Верните ленты — ради мастеров лент; шёлк — ради мастеров шёлка; перья — ради мастеров перьев... Верните нам все исчезнувшие аксессуары. Не бойтесь возродить моду и украшения 1900-х. Как счастливы мы были в 1900-м! И как безбедно мы жили! И как мало налогов мы платили! И как же богато было государство. Помогите нам. Нам нужна роскошь, иначе Бог знает, что произойдёт!
(ЛУИ ЛАТЗАРУС ( LOUIS LATZARUS), l'Intransigeant)
Её зовут мадам Пюиссан-Ван Клиф, из фирмы Van Cleef & Arpels. Она очень миниатюрная, очень лёгкая, очень хрупкая. «Возможно, в последние годы больше всего в индустрии моды и роскоши эволюционировали ювелирные изделия», — сказала она. «Сегодня мы возвращаемся к богато украшенным вещам...
— В стиле 1900-х?
—В стиле 1900-х — нет, это уже невозможно, как и провести газ для освещения новенького дворца, когда уже есть электричество. Мы не возвращаемся... Но вдохновлены 1900-ми — безусловно.
— Значит, мода начала века была не такой уж уродливой?
— Вовсе не уродливой. Нас вдохновляют объёмы, изысканно декоративные линии, характерные для ювелирных изделий, например, с 1880-х по 1900-е. Главное отличие заключается в оправе. Раньше использовалось много металла, в который камни были более или менее вмонтированы». Сегодня оправа лёгкая, как тюль; камни расположены рядом друг с другом, не раскрывая металл, и приобретают свой истинный цвет, который когда-то искажало чрезмерное использование металла.
Возвращение к 1900 году также символизирует то, что мы снова используем золото для оправы цветных камней, оставляя платину для бриллиантов и жемчуга, тогда как после войны мы постепенно перешли на платину для всех камней без разбора.
Фотография 1900 года, которую вы мне показываете... этот широкий и тяжёлый браслет, излучающий сияние, - высоко поднимает руку, — вот его современная адаптация, пластинчатый браслет. Тонкий ниже запястья, он украшен широкой, но очень лёгкой пластиной, где в сетке невидимой оправы камни приобретают сияющее сияние, которое заставляет руку трепетать.
Вы видите возвращение к роскоши? Я же говорю, совершенно очевидно, конец эрзацу. Роскошь со вкусом...
1900. Украшение лифа, Гюстав Роджер Сандос Серебро и стекло, фото Жан Толанс
1912. Van Cleef & Arpels. Часы-подвеска. Платина, эмаль, натуральный жемчуг, бриллианты.
1926. Van Cleef & Arpels. Брошь бант. Эта брошь состоит из ажурного платинового круга, инкрустированного бриллиантами в технике паве, и банта – традиционного мотива XVII–XVIII веков, завершающегося пампиллями. Плоскостность композиции контрастирует с реалистичностью драпировки и объёмом её складок. Ощущение движения подчёркивается асимметричной конструкцией броши. Это изделие было выполнено в различных вариантах, различающихся положением банта и использованными материалами, например, вариант из платины с бриллиантами в технике паве, образующий складку ткани из изумрудов в технике паве.
Этот браслет иллюстрирует новую концепцию ювелирных изделий, представленную Van Cleef & Arpels в 1930-х годах, с её выразительными объёмами, определяемыми цветом.
В 1934 году бренд представил легендарный браслет Ludo. Исключительный дизайн Ludo – это тончайшая основа браслета виде гибкой ленты и ювелирная застежка в виде пряжки.
Актриса Марлен Дитрих приобрела этот браслет Van Cleef & Arpels с рубинами и бриллиантами в 1937 году и носила его в фильме Альфреда Хичкока «Страх сцены» (1950). В 1992 году это украшение приобрела Энн Эйзенхауэр. В июне этого года оно стало главным лотом аукциона Christie's «Великолепные драгоценности Анны Эйзенхауэр»
1935 г. Часы Cadenas выглядят как браслет, и только владелице виден искусно спрятанный наклонный циферблат. Такое элегантное решение в эпоху, когда в обществе не подобало смотреть на часы, предложила Рене Пьюиссан.
1936. Это колье, приобретенное бывшей певицей и светской львицей Элен Бомон в 1936 году, иллюстрирует возвращение к высокому ювелирному искусству в середине 1930-х годов и представляет собой важную веху в развитии ювелирного искусства в ХХ веке.
Он состоит из сочленённых четырёхугольных звеньев из платины и бриллиантов багетной огранки, придающих ему невероятную гибкость. Кольцо окружено рядами овальных рубинов – два ряда сзади и три спереди, перемежающихся бриллиантами багетной огранки. Наблюдается резкий контраст между лёгкостью ажурной оправы рубинов в крапановой огранке и соседними рядами калиброванных бриллиантов. Четыре стилизованных бриллиантовых звена расположены на равном расстоянии друг от друга по всему ожерелью.