Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

8 фактов о Рене Лалике, одном из авторов современного дизайна

17 сентября 2025
Марджори Роул

Рене Жюль Лалик (1860–1945) остаётся одной из самых влиятельных фигур в истории современного декоративно-прикладного искусства. С первых шагов в качестве ученика и до прочной репутации визионера в ювелирном деле, стекле и дизайне, Лалик преобразил представление и восприятие роскоши. Его работы соединили в себе натурализм ар-нуво и изящную геометрию ар-деко, оставив наследие, которое и сегодня находит отклик у коллекционеров и ценителей.
Рассмотрим восемь важных фактов о Рене Лалике, человеке, чьё творчество помогло создать сам язык современного дизайна класса люкс.

 

 Рене Лалик, фотография Аарона Гершеля. Источник .

1. Лалик начинал как скромный ученик

Рене Жюль Лалик родился в 1860 году во французском департаменте Марна. Его история началась вдали от блестящих салонов Парижа. В 16 лет он поступил учеником к уважаемому ювелиру Луи Ококу, где освоил традиционные техники ювелирного дела. Позже он оттачивал своё мастерство в Школе декоративных искусств в Париже и продолжил обучение в Школе искусств в Сиденхэме, Англия.

 

 Рене Лалик "Мак". Около 1897 года. Музей Орсе 

Эта основа была крайне важна. Она дала ему техническое владение металлообработкой и понимание художественных течений, охвативших Европу того времени.
 

2. Ювелирные изделия Рене Лалика произвели революцию в дизайне ар-нуво.

Открыв свою мастерскую в Париже, Рене Лалик решительно порвал с господствующими традициями создания роскошных ювелирных изделий. В то время ювелиры полагались почти исключительно на бриллианты, золото и другие дорогостоящие материалы для выражения ценности. Вместо этого Лалик обратился к природе как к своей музе. Он использовал полудрагоценные камни, рог, слоновую кость, стекло и эмаль, создавая выразительные произведения, отражающие органичные изгибы и мотивы ар-нуво .

 

 Колье René Lalique с сапфирами и жемчугом в стиле модерн. Около 1898 г. МС Рау 

Стрекозы, орхидеи, павлины и мифические персонажи появлялись в его работах, выполненных с мастерством, шокировавшим консервативную публику, но пленившим авангард. Благодаря этим нововведениям Лалик переосмыслил ювелирное искусство как искусство, а не просто украшение или демонстрацию богатства.

3. Актриса Сара Бернар была его самой известной клиенткой

Актриса Сара Бернар, одна из самых прославленных исполнительниц своего времени, стала главной музой Лалика и его самой знаменитой клиенткой. Бернар заказывала ему изысканные сценические украшения, часто отличавшиеся смелыми и нетрадиционными формами. Эти изделия шокировали викторианское общество, привыкшее к более сдержанным украшениям, но в то же время произвели сенсацию.

 Брошь Рене Лалика "Медуза" из коллекции Элизабет Тейлор. Около 1895 г. МС Рау 

Для исполнения Бернар в «Теодоре» Лалик набросал необычный головной убор Медузы со змеями, обвивающими ее лицо, вызывая в памяти образ мифологической соблазнительницы. Хотя пьеса так и не была воплощена в жизнь, Лалик создал три украшения на тему Медузы, которые, вероятно, были созданы для актрисы. Одно из них, украшение для корсажа, украшенное девятью змеями, было выставлено на Парижской выставке 1900 года и сейчас находится в Музее Галуста Гюльбенкяна. Ослепительная брошь выше и подходящее к ней кольцо были единственными двумя другими предметами в серии «Медуза» Лалика для Бернар.

Поддержка Бернар принесла Лалику международную известность. Соединив свое искусство с театральной силой знаменитости, он продемонстрировал, как ювелирные изделия могут стать частью культурного диалога, а не просто личным аксессуаром.

4. Лалик изобрел современный флакон для духов

В начале XX века Лалик начал сотрудничество с парфюмером Франсуа Коти, которое навсегда изменило индустрию предметов роскоши. Духи долгое время продавались в простых, практичных флаконах, но Коти понял, что Лалик может преобразить представление аромата посредством художественного подхода. Вместе они стали пионерами концепции массового производства флаконов для духов, которые одновременно являлись произведениями искусства.

 

 Флакон духов René Lalique Camille. Около 1927 г. МС Рау

В своих работах Lalique сочетает изящные стеклянные формы с символическими мотивами, превращая упаковку в неотъемлемую часть роскоши. Это сотрудничество фактически стало основоположником современного дизайна флаконов для духов и утвердило Lalique в качестве создателя нового стандарта в брендинге класса люкс.

5. Своими изделиями из стекла Лалик объединил искусство и промышленность

Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои изделия из стекла, Рене Лалик в 1921 году основал фабрику в Винген-сюр-Модер (Эльзас). Это предприятие стало центром его промышленных инноваций. Приверженный целостности художественного стиля, Лалик использовал возможности механизированного производства, сделав свои изделия более доступными, сохранив при этом их эстетическую ценность.

 Зеленая ваза Ronces от Рене Лалика. Около 1921 года. МС Рау .

В Винген-сюр-Модер он производил всё: от флаконов для духов до столовых приборов и ваз. Сочетая мастерство с масштабируемым производством, Лалик сделал предметы роскоши доступными широкой публике, не умаляя их красоты.

6. Лалик освоил стили ар-нуво и ар-деко

Немногим художникам удалось успешно объединить два самых знаковых течения в дизайне конца XIX — начала XX веков. Лалик начинал как мастер ар-нуво с его плавными линиями и натуралистичными мотивами, но после Первой мировой войны плавно перешёл к смелой геометрии ар-деко.

 Люстра Рене Лалик Лозанна. Около 1929 года. МС Рау .

В этот поздний период его работы включали в себя необычные украшения для капотов роскошных автомобилей — хрустальные талисманы, олицетворявшие скорость и элегантность, — а также монументальные стеклянные панели, светильники и многое другое. Заказы, которые он делал для таких зданий, как Театр на Елисейских Полях в Париже и океанский лайнер «Нормандия», превратили стекло из декоративной детали в архитектурное произведение.

7. Наследие Lalique живо и сегодня

Художественное видение Рене Лалика не закончилось с его смертью в 1945 году. Его сын, Марк Лалик, продолжил семейное дело, сместив фокус на производство хрусталя. Позже его внучка, Мари-Клод Лалик, продолжила расширять сферу деятельности компании, гарантируя, что имя Lalique останется синонимом инноваций и элегантности.

От предприятий в Комб-ла-Виль до продолжения работы фабрики Винген-сюр-Модер семья Лалик сохраняла его наследие, адаптируя его к новым художественным и коммерческим контекстам. Сегодня Lalique остается всемирным брендом класса люкс, основанным на видении своего основателя, но при этом постоянно развивающимся. Помимо Музея Лалика, посвященного наследию Рене, многие престижные учреждения по всему миру владеют величайшими сокровищами Лалика.

 

 Корсажное украшение в виде женщины-стрекозы от Рене Лалика. Около 1897-98 гг. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. Источник .

8. Изделия Lalique и сегодня остаются предметом коллекционирования

Оригинальные работы Рене Лалика – одни из самых востребованных сокровищ в мире декоративно-прикладного искусства. Его ювелирные изделия, в частности, ценятся коллекционерами за их редкость, мастерство исполнения и историческую значимость. На аукционах изделия Лалика часто достигают рекордных цен – например, цветочное ожерелье около 1900 года, проданное в 2017 году за невероятные 975 035 долларов, – что отражает их непреходящую ценность. Даже спустя более века работы Рене Лалика остаются на стыке красоты, инноваций и роскоши.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом