С тех пор, как в 1860-х годах мода на необычные украшения начала набирать популярность, и до того, как мода на них пошла на спад в начале XX века, она включала в себя миниатюрные предметы . Булавки и броши украшали гвозди, почтовые марки, изображения игральных карт и тому подобное. Медальоны были выполнены в форме маленьких книжек или кошельков, а заколки для волос и кружева имели форму мечей и стрел.

Старинные ювелирные изделия, изображающие предметы повседневного обихода в миниатюре, последняя треть XIX века.

Серия украшений «Дамские штучки» Костромского ювелирного завода стали победителями конкурса «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА 2025» в номинации "Лучшее украшение или коллекция сезона". Авторы: Николаева О. С.; Теплинская Н. А. Мастера-ювелиры: Еремина В. В., Накваскина С. В., Красавин И. А.
В одном из первых упоминаний о необычных серьгах, опубликованном в немецком женском журнале Bazar летом 1864 года, отмечалось, что некоторые дамы носили «всевозможные виды домашней утвари, инструменты, миниатюрные масонские знаки различия в качестве украшений для ушей, хотя следует отметить, что от этих маленьких фонариков, весов, масонских угольников, звенящих колокольчиков и тому подобного не требовалось, чтобы они были сделаны из драгоценных материалов».
Действительно, многие подобные новинки были изготовлены из относительно недорогих материалов, то есть из кораллов, мелкого жемчуга или так называемых полудрагоценных камней, а не из бриллиантов или крупных цветных драгоценных камней. Они считались мимолетной причудой моды, а не признаком истинно хорошего вкуса, и поэтому не подходили для представительских мероприятий. Однако к концу века мечи и стрелы стали изготавливаться в дорогих высококачественных вариантах для вечерних мероприятий.

Два образца оригинальных ювелирных украшений, выполненных из драгоценных материалов, около 1890 г.
Вчерашние новости: прошлое сквозь призму драгоценностей
Многие новинки ювелирных изделий тонко или дерзко отсылают к текущим событиям. Они могут стать тем, что мы бы назвали предметами для разговора, и повествуют о том, что когда-то волновало людей.
После возобновления торговли Японии с Западом в 1858 году, и особенно после участия страны во Всемирной выставке 1867 года, началась настоящая мода на всё японское. В ювелирном деле эта тема нашла своё отражение в браслетах, выполненных в форме бамбуковых стеблей, и украшениях, имитирующих традиционную технику сякудо .
Несомненно, наиболее буквальным восприятием текущих событий стали броши в виде дат или юбилеев, например, брошь «1911», увековечивающая коронацию короля Георга V.

Юбилейная брошь в честь коронации короля Георга V, 1911 г.
Выразите себя: хобби и спорт

Страница с бриллиантовыми брошами на спортивную тематику, Стритер (Лондон), около 1898 г.
Как и сегодня, ювелирные изделия служили средством самовыражения. К концу XIX века спортивные украшения стали особенно популярны, но и другие увлечения нашли отражение в драгоценностях. Можно было выразить свою страсть к музыке с помощью брошей в форме музыкальных инструментов, а запонки в форме мяча для гольфа и клюшки, булавки в виде хлыстов, подков, жокеев на лошадях или даже теннисных ракеток – так можно было выразить свою страсть к спорту.
Особой популярностью пользовались так называемые "охотничьи украшения", в число которых входили не только золотые ружья, но и инкрустированные бриллиантами гончие, зайцы, утки, фазаны и лисы, всегда украшавшие ими галстук в виде булавок или брошей.
С 1890-х годов многие спортивные броши, включая велосипеды, были ориентированы на женщин и несли в себе идеи эмансипации: как известно, езда на велосипеде давала женщинам свободу без присмотра и независимость в использовании средств передвижения.
Сказочная фауна: украшения в виде животных

Различные украшения с изображением животных, ок. 1880-1900 гг.
Одной из самых популярных тем для новых ювелирных украшений, являются животные.
Украшения, не предназначенные для охоты, часто имели юмористический подтекст. Браслеты, кольца и булавки с миниатюрными, детально проработанными мышками были популяризированы британской компанией Thornhill's в 1880-х годах. Затем появились подвески в виде маленьких поросят, а также обезьянки, восседающие на бутылках шампанского.
Более загадочный и очень популярный пример украшения с изображением животного — знаменитая брошь в виде головы совы, ставшая популярной благодаря Полу Робину, созданная в различных вариантах примерно с 1880 года и часто копируемая. На фотографии представлена недорогая копия дизайна Робина, изготовленная из вулканита или «индийского каучука», поэтому её можно адаптировать к полутраурному наряду при желании.

Различные изделия животного происхождения, последняя треть XIX века.
Однако существовали и украшения с животными в буквальном, материальном, а не в изобразительном смысле. В 1860-х и 1870-х годах особой модой стали чучела колибри, которые вставлялись в серьги, броши и ожерелья благодаря своему переливающемуся оперению, которое могло соперничать с самыми дорогими драгоценными камнями.
Изумрудно-зелёные жуки, хотя и импортировались из Бразилии, продавались как скарабеи в «украшениях Клеопатры» – украшениях в стиле египетского возрождения. Ещё более необычным украшением служила жаберная крышка – «дверца», которой морская улитка закрывает свою раковину. Жаберные крышки служили браслетами-«ривьерами» или ожерельями, утоляя – пусть и ненадолго – жажду новизны.
Ползучие, но не жуткие: драгоценные насекомые
Мода на украшения с насекомыми охватила Европу в последней трети XIX века. Неудивительно, что самым популярным примером стала бабочка: её крылья идеально подходят для богатой инкрустации драгоценными камнями, и бабочки, украшенные драгоценными камнями, считаются одними из самых дорогих образцов старинных украшений с насекомыми.

Разнообразные броши и булавки в виде насекомых конца XIX века
В то время как многие новинки ювелирных украшений вызывали недовольство или даже шокировали более консервативную публику, бабочка была широко принята; например, в статье в «Немецком базаре» за 1888 год предлагалось использовать бабочку, украшенную драгоценными камнями, в качестве украшения для волос на торжественном ужине. Стрекозы, пчелы и бабочки также носились в качестве украшений для корсажа, прикрепляясь спереди к бальному платью.
Также были популярны мухи, пчёлы, осы, жуки и пауки, хотя формально они не насекомые. В дневное время эти мотивы часто украшали брошью-штрих, выполненной из золота или серебра и инкрустированной цветными, часто так называемыми «полудрагоценными» камнями. В той же статье 1888 года, цитируемой выше, предлагается носить «маленькие броши-штриховки с изображением жуков, мух и бабочек, инкрустированных бирюзой» в качестве приглашения на послеобеденный чай.
Джентльмены носили булавки для галстука в виде мух, которые, будучи натуралистично вырезанными из коричневого агата, могли даже создать оптическую иллюзию и, следовательно, стать эффектной темой для разговора.
Малоизвестный язык: любовь и флирт
Викторианская страсть к скрытым посланиям нашла изысканное воплощение в ювелирных изделиях. Броши в форме стрел, отсылающие к золотым стрелам Купидона, призваны были разжечь в получателе неистовую страсть – социально приемлемый и в то же время кокетливый аксессуар, особенно если его поместить над сердцем в качестве украшения для корсажа.

Французская брошь несет в себе закодированное послание: ее можно расшифровать как à, La, Do и Re, что означает «à l'adorée» — обожаемому.
Игра слов и головоломки с изображениями добавляли повседневным украшениям увлекательности и сложности. Например, популярная брошь «Медовый месяц» изображает муху, садящуюся на полумесяц, поскольку мух привлекает сладость; другие примеры показывают полумесяц, увенчанный цветами, нектар которых символизирует «мёд». На золотом ключике может висеть сердце – символ любви, обозначаемый как «ключ к моему сердцу».
Более причудливые броши, изображающие нотный стан, могут передавать небольшие послания с помощью музыкальных нот, которые, если их разгадать, складываются в фразу «à l'adorée» (моей любимой – à, ля, до, ре) или «Дорогой» (ре, ми, ля, пауза).
Le Temps Trouvé : драгоценности на батарейках
Еще один вид необычных украшений — сейчас чрезвычайно редкий и востребованный — прославлял технический прогресс и новизну электричества.

Работающие от батареек драгоценности, задуманные Гюставом Труве и воплощенные Огюстом-Жерменом Каде-Пикаром. Иллюстрация была опубликована во французском журнале «La Nature» 13 сентября 1879 года.
Безусловно, самым культовым из этих украшений является булавка для галстука в форме черепа, впервые представленная на Парижской выставке 1867 года. Работая от скрытой батарейки, она могла вращать глазами и щёлкать челюстью.
Это ювелирное достижение инженерной мысли было задумано Гюставом Труве, чьё изобретение карманной батарейки привело его к созданию нескольких подвижных булавок для галстука, а воплощено в жизнь Огюстом-Жерменом Каде-Пикаром. В 1880-х годах Труве предложил серию украшений с электрической подсветкой, предназначенных для сцены. В брошюре под названием « L'électricité au théatre» были представлены тиары, светящиеся трости, броши и шпильки для волос, подсвечиваемые миниатюрными лампочками; карманная батарейка приобреталась отдельно.

Электрически подсвеченные драгоценности для сцены Гюстава Труве, опубликованные в брошюре около 1885 года. Источник: gallica.bnf.fr/BnF.
Само собой разумеется, что внимание, которое привлекли эти изделия, также вызвало уничтожающую критику. Как писал влиятельный художественный критик Шарль Блан: «Иногда французские ювелиры поддаются лихорадке подражания или желанию вызвать изумление. На наших выставках демонстрировались поразительно новые электрические украшения. Гальваническая батарея, достаточно маленькая, чтобы уместиться в кармане, приводила в движение множество миниатюрных предметов, прикрепленных к волосам, например, броши или булавки; кролик играл на барабане; серебряная голова с рубиновыми глазами и эмалированными губами корчила ужасные гримасы; также были представлены содрогнувшаяся бабочка и птица, хлопающая крыльями, а также множество других причудливых игрушек, несомненно, изготовленных для экспорта и идеально рассчитанных на восхищение дикарей».
Однако и у этих украшений нашлись свои почитатели. Неудивительно, что сейчас они — одни из самых редких, когда-либо встречавшихся коллекционерам: ещё в 1891 году они считались предметами коллекционирования и продавались по цене, многократно превышающей первоначальную.
