Изменения, произошедшие в часовой индустрии класса люкс в конце 1990-х и начале 2000-х годов, стали настоящим часовым ренессансом. Возрождались старые благородные бренды, рождались новые, а традиционное мастерство сочеталось с современными технологиями. Производители смело расширяли границы не только форм и размеров корпусов, но и материалов, усложнений и самого часового механизма. Но хотя это возрождение, несомненно, изменило отрасль, вероятно, справедливо будет сказать, что в последние годы она начала угасать. Можно даже предположить, что она полностью выдохлась. Эту теорию подтверждают экспонаты апрельской флагманской выставки Watches and Wonders в Женеве, которая, хотя и была традиционно богата тем, что в отрасли называют «новинками», явно испытывала недостаток в подлинном часовом творчестве. Примечательно, что из 54 представленных брендов два, которые, по-видимому, вызвали наибольшее количество обсуждений у посетителей, сделали себе имя в областях, не связанных с часовым делом: Chanel и Hermès.
Chanel удивила публику оригинальным ассортиментом продукции, среди которой выделяется капсульная коллекция Couture O'Clock, которая, как следует из названия, черпала вдохновение в мире высокой моды основательницы бренда Габриэль «Коко» Шанель.
Швейные иглы, катушки с нитками, английские булавки и ножницы внесли свой вклад в ряд необычных творений по измерению времени, вершиной которых стали уникальные часы-автомат «Мастерская Мадемуазель».
Изделие, продающееся строго по принципу «цена по факту», представляет собой пять миниатюрных манекенов портнихи, установленных под стеклянным куполом, цоколь которого украшен узором, напоминающим диван в квартире Шанель, и окружен рисунком в виде рулетки, которая служит индикатором времени.
Люстра, висящая над манекенами, украшена сверкающими бриллиантовыми каплями, а завод часов золотым ключом, усыпанным бриллиантами, приводит в движение автоматон, вращающийся под мелодию «My Woman» знаменитого джазового вокалиста 1930-х годов Эла Боулли — мелодию, которую (предположительно) Шанель любила напевать во время работы.
Арно Шастен, директор студии создания часов Chanel, адаптировал форму игольницы для создания трех часов, которые можно носить на запястье, шее или пальце, а также создал часы-манжету на основе катушки ниток и адаптировал модель Première — оригинальный дизайн часов Chanel 1987 года — для ношения на цепочке вместе с шестью другими позолоченными подвесками.
Хотя все вышеперечисленное может оставить равнодушными любителей традиционных часов, Частенгт и его команда приложили немало усилий, чтобы продемонстрировать то, чего явно не хватало в предложениях многих обычных часовых брендов: воображение.
По словам Частенгта, на создание коллекции его вдохновили сходства, которые он увидел в мире часового искусства и моды.
«[Это] два мира мастерства, у которых много общего — от студий, где царит тишина, до концепции времени, которая является основой для одного и императивом для другого», — говорит он.
«Мне хотелось открыть двери студии Chanel на улице Камбон в Париже и окунуться в атмосферу напряженной сосредоточенности, присущую терпению и кропотливой работе, которых требует высокая мода».
По его словам, его также вдохновляли «огромные столы, на которых создаются выкройки, где одежда обводится, вырезается, скрепляется булавками, сметывается, сшивается, сшивается, обметывается и плетется — и все это с помощью тех же инструментов, которые Габриэль Шанель использовала на протяжении всей своей жизни: ножниц (которые она носила на ленте на шее), игольницы, утыканные булавками и иголками, напёрстка и катушек ниток, а также английских булавок, пуговиц и сантиметровой ленты».
Тем временем креативный директор Hermès Horloger Филипп Дельхоталь был засыпан похвалой за разработку часов, которые на первый взгляд не кажутся чем-то особенно необычным, но вызвали почти всеобщее восхищение.
Модель Cut, хотя и не сильно отличается от успешного дизайна H08 от Delhotal, выпущенного в 2021 году, соответствует «бесполому» духу времени благодаря спортивной модели диаметром 36 мм, которая якобы предназначена для женщин, но соответствует тенденции к выбору часов небольшого размера среди мужчин-покупателей.
Часы получили свое название из-за того, что их круглая форма «обрезана» по краям, что, по словам Делхотала, создает корпус, который «крайне сложен и включает в себя множество острых граней и искусную работу с материалом и отделкой».
Он говорит, что компания пошла на риск, выпустив Cut в продажу в тот же день, когда он был представлен на выставке Watches and Wonders, но описывает последующие отзывы как «крайне положительные».
«Пока рано делиться цифрами продаж, но коллекция действительно пользуется большим успехом во всем мире», — говорит он. «Она оказывается привлекательной как для мужчин, так и для женщин, и мы уверены в ее будущем».
Однако Делхотал отказывается давать комментарии по поводу того, считает ли он, что многие бренды, специализирующиеся на производстве часов, вступили в фазу застоя, предпочитая сосредоточиться на том, чего, по его мнению, хотят покупатели.
«Для некоторых это вопрос эмоций», — говорит он. «Они влюбятся в дизайн, узор или историю вокруг часов. Для других покупка будет рассматриваться как инвестиция, и они будут выбирать, что покупать, более рационально. Но это не черное и белое — вам нужно немного того и другого».